kolybanov — Художник Иван Семёнович Куликов.

Художник Иван Семёнович Куликов.

Иван Семёнович Куликов (1 апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — выдающийся, русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощникомв мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.

В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

мечтательница.

Русская девочка.

В праздничный день, 1906.

Самый большой изнаменитый групповой портрет в Русском музее «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» создан великим русским художником И. Репиным вместе с его «значительнейшими учениками Б.Кустодиевым и И.Куликовым», — так писал выдающийся художественный критик В. Стасов. Но не только этой работой знаменит художник.

Ещё в Муромском земском училище учитель рисования советовал юному Ивану по-настоящему учиться искусству. Однако 14-летний подросток, окончив училище, должен был помогать отцу в малярных работах. Но желание учиться у него осталось. И вот благодаря счастливому случаю он подготовился и поступил в Петербургскую академию художеств.

«С трепетом вошёл я в это здание», — писал уже зрелым художником Иван Семёнович в своей автобиографии.

В 1898 г. на выставке студенческих работ профессору академии И. Репину понравились этюды Куликова, и Илья Ефимович предложил ему учиться в своей мастерской. Это была высокая честь.

По рекомендации Репина в 1900-1903 гг. для издательства «Знание» Куликов исполнил ряд иллюстраций к рассказу «Коновалов» и поэме «Двадцать шесть и одна». Так он стал одним из первых иллюстраторов произведений Максима Горького. Типы горьковских босяков художник находил среди бродяг родного Мурома. Он рисовал их с натуры. Эти зарисовки интересны как документальный материал к истории дореволюционного города.

В Муроме проходила и подготовительная работа над дипломной картиной «Чаепитие в крестьянской избе». Эта тема была хорошо знакома художнику с детства. Он длительное время жил в доме деда в деревне Афанасово. Дипломант изобразил дружную крестьянскую семью, разместившуюся вокруг стола у самовара. Все объединены между собой жестами и взглядами. Картина многокрасочная, радостная.

Репин восторгался ею. Полотно отметила и официальная критика. Куликов получил диплом об окончании Академии художеств и золотую медаль «За отличные познания в живописи и научных предметах», а также поездку за границу за казённый счёт для изучения искусства разных стран Европы.

Художник много работал. В Муроме он написалкартину «Пряхи», получившую премию Общества поощрения художеств, а также «Портрет матери», за которую был награждён большой серебряной медалью на всемирной выставке. Шедевром названа и его «Девушка у прясла». На картине талантливо изображена босоногая крестьянская девушка в простом русском народном красочном платье.

Значительным событием в жизни художника-реалиста стало активное участие на 36-й выставке Товарищества передвижников в 1908 году. На неё он представил восемь произведений.

Илья Репин высоко ценил творческиеспособности своего любимого ученика. И когда Ивану Семёновичу предложили должность профессора Академии художеств, И. Репин дал ему совет: «Не стремитесь в профессора. Вы истинный художник… Работы ваши дышат свежестью, здоровьем».

И Куликов остался жить и работать в Муроме. Он, как и Б.Кустодиев, создал большую галерею произведений на темы народных гуляний, ярмарок и базаров. Богатый материал давали воспетые в песнях муромские ярмарки. «Было шумно, весело и нарядно, — писал о них художник в своих воспоминаниях, — съезжались купцы с товарамииз Касимова, Владимира, Нижнего Новгорода и других мест… И город на две летние недели наполнялся народом».

По сложности композиций и обилию персонажей особенно интересны две его большие картины «Ярмарка» (1910 г.) и «Ярмарка в Муроме» (1912 г.).

Известность художника с каждым годом становилась всё заметнее. И в 1915 году он был удостоен самого высокого звания — академика живописи.

После революции талант Ивана Куликова был невостребован. Его «Боярышни», «Ярмарки», «Пряхи» стали никому не нужны. Да и сам он, «царский академик,» тоже стал никому не нужен. Прекратилась связь с Петербургом и Москвой. Деньги в банке, на которые он планировал построить мастерскую, «лопнули». Удрать за границу как истинно русский человек он не мог, да и не пытался. Художник впал в отчаяние. К активной жизни вернуло преподавание рисунка и живописи на курсах учителей и в изостудии. С удовольствием Иван Семенович взялся и за организацию городского Художественного музея. Он стал его и основателем, и первым директором, научным сотрудником. Основу составили произведения искусства, хранящиеся в Карачаровском особняке графини Уваровой, других муромских коллекций. Теперь художник жил среди картин великих мастеров, произведения которых он видел в Эрмитаже и разных европейских музеях. Как и в молодости, вновь стал изучать великих итальянцев Тьеполо и Доссо-Досси, фламандцев и голландцев. Интересовался и произведениями русских старых мастеров.

Долгих десять лет Куликов не создавал ничего значительного. Творческий подъём вызвало у него образование Общества художников имени И.Репина. На них экспонировались картины на молодежную тему.

В тридцатых годах художник написал более двухсот произведений для музея в Павлово-на-Оке. С возрастом его талант не ослабевал. В 1940 году И.Куликов начал работу над самой большой и содержательной картиной «Выход Нижегородского ополчения в 1612 году». Началась Великая Отечественная война. Работа над исторической картиной приобрела военно-патриотический характер. Но в декабре 1941 года художник неожиданно умер. Картина осталась в эскизах и рисунках.

Свой талант Куликов посвятил жизни простого народа. Более 500 его произведений экспонировались на многочисленных выставках в России и других странах. Его полотна украшают 60 музеев мира. Есть они и во Владимире. И, конечно, в его доме-музее и историко-художественном, им самим основанном.

В русском наряде,(Портрет жены Е.А.Куликовой),1916. 

АЛЬБИНА АНУЧКИНА, ДИРЕКТОР МУРОМСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: «Иван Семенович один из первых сотрудников музея. Человек, который передал свои коллекции, этнографические, бытовые живописные в наш музей. Это дань памяти великому художнику, мастеру, первому музейщику Мурома».

Здесь же на выставке — коллекция декоративно-прикладного искусства, собранная Иваном Куликовым. Все это мастеру необходимо было для работы, детальной прорисовки. Живопись – дело всей его жизни.

ОЛЬГА СУХОВА, СОТРУДНИК НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА МУРОМСКОГО МУЗЕЯ:«В области это единственный академик живописи, которому было присвоено звание академика живописи еще до революции, до Октябрьского переворота. Это ученик Репина, друг Кустодиева».

Источник: