Кинорежиссер Станислав Говорухин: «Пятьдесят процентов зала — абсолютные болваны…» — ФОТО

— Станислав Сергеевич, вы дружили с Владимиром Высоцким, которого здорово притесняли советские чиновники от культуры. Это правда, что он хотел эмигрировать и сделать карьеру на Западе?

— Высоцкий был человеком неглупым и прекрасно осознавал, что никакой карьеры на Западе ему не сделать, что он — явление чисто русское, слушателей ему там не найти, кроме разве что кучки эмигрантов. Однако у него всегда было желание посмотреть, как живут люди по ту сторону «занавеса», как выглядит изобилие, и понять, что это за свобода такая. Помимо свободы, Володя за границей обнаружил и большое количество ее отсутствия. Он часто говорил, что там этой самой пресловутой свободы тоже нет, что власть денег отменяет все остальное. Высоцкий побывал в Париже, в Нью-Йорке, на Таити… Словом, в те города и страны, о которых мечтал, он съездил. И ему с лихвой хватило туризма для того, чтобы понять — жить нужно дома.

— Говорят, что первый советский блокбастер «Пираты XX века», снятый по вашему сценарию в 1980-м Борисом Дуровым, был основан на реальных событиях. В те времена советским мореходам грозил кто-то вроде сомалийских морских разбойников?

— Ничего такого тогда не происходило. Мир был относительно спокоен. Может, где-то и совершались нападения на маеленькие кораблики, но и только. Такие незначительные инциденты никак не могли стать основой для сценария. «Пираты XX века» родились исключительно в моей голове. Это абсолютно выдуманная, навеянная моим книжным воспитанием история. Я, как и многие мальчишки моего поколения, вырос на книгах Стивенсона, Лондона, Дефо… Мне захотелось снять романтическую историю с героями вроде Генри Моргана, Френсиса Дрейка и других пиратов. Эти персонажи долгое время существовали только в книгах, но, как видите, сейчас перекочевали в нашу действительность.

— Я не ожидал, что нас будут клевать журналисты и критики. И сейчас и тогда приключенческо-романтические истории, а также детективы были для них низким жанром. Считалось, что снимать нужно, как Андрей Тарковский, а писать — как Александр Гельман. То есть про Бога или про рабочий класс.

«Пиратов XX века» в советском прокате посмотрели 100 миллионов зрителей. Но даже эта фантастическая цифра была заниженной, поскольку часть посещений перекидывали на другие фильмы, которые никто не смотрел. Это было сделано, чтобы показать, что скучные ленты, например, на производственную тему, якобы тоже пользуются успехом.

— В то время редко выпускали. В 1982 году я был с картиной во Вьетнаме. Помню, стою в ханойской студии, окруженный толпою вьетнамских кинематографистов, а наш переводчик рассказывает им, что я — знаменитый советский режиссер, который снял такие-то и такие-то фильмы. Вьетнамцы на это даже бровью не повели. А потом он добавил, что я также являюсь автором сценария картины «Пираты XX века», и вот тут-то меня чуть на куски не разорвали от восторга — каждый хотел выразить личное восхищение.

Оказывается, в начале 1980-х этот фильм был невероятно популярен в Юго-Восточной Азии. Американцы, увы, наше кино не смотрят. А вот в Европе картиной, может, и заинтересовались бы, но прокатом тогда занимались государственные служащие, которым, видимо, было ни к чему напрягаться. А зря! Персонаж, которого играл Николай Еременко, появился раньше, чем Рэмбо. И пальма первенства могла бы остаться за нами. На тот момент это был абсолютно новый герой — личность, способная отстоять свое достоинство перед бандой головорезов, защитить ребенка, женщину, честь, Родину, в общем — настоящий мужик.

— Я, как и Володя Высоцкий, никогда не мечтал вырваться за границу и любые предложения о совместной постановке всегда отклонял. Один-единственный раз я работал с иностранцами на съемках фильма «В поисках капитана Гранта». Иностранцами этими были болгары. А тогда шутили, что «курица — не птица, а Болгария — не заграница».

— Говорят, что вы четыре раза перечитали эпопею Льва Толстого «Война и мир». Есть ли желание перенести ее на экран?

— Ну, во-первых, уже существует потрясающая картина Сергея Бондарчука, а во-вторых, где взять денег на такой объем работы. И потом, у меня нет сильного желания экранизировать масштабные произведения.

— Вы перестали снимать для детей, несмотря на то, что у вас это получалось превосходно. В этом жанре в России сегодня снимают мало. Нужны ли российским детям российские фильмы или вполне достаточно западного продукта, вроде «Хроник Нарнии» или «Гарри Поттера»?

— Я потратил на детское кино десять лет жизни. Меня хватило на три картины. Уже в 1980-е было понятно, что дети читать перестанут и в их духовном воспитании не примут участие Жюль Верн, Даниэль Дефо, Джек Лондон, Марк Твен и другие великие писатели. Самыми любимыми произведениями в детстве у меня были романы о Робинзоне Крузо, Томе Сойере и детях капитана Гранта. И я решил поделиться с ребятишками своими любимыми книгами через экран.

Сегодня в России не снимают кино для детей, потому что это невыгодно. Невыгодно государству, которое не понимает, что сохранить будущее наших детей можно только, вскармливая их с детства полноценной духовной пищей. Невыгодно прокатчикам, потому что билеты на такое кино стоят недорого. Невыгодно телевидению, потому что во время такого показа рекламу давать нельзя. Я, кажется, был последним, кто снял полноценное детское кино.

Поверьте, еще очень и очень нескоро появятся фильмы подобного масштаба, снятые столь же добросовестно и с таким же постановочным размахом. Сегодня дети смотрят иностранное кино. Хорошее оно или плохое — это другой разговор, но оно иностранное, то есть рассчитанное на зрителей с менталитетом, сильно отличающимся от российского. Вот и делайте выводы.

— Но ведь детские фильмы имеют коммерческий успех. Так почему бы российским режиссерам, которые пытаются копировать западные блокбастеры, не переключиться на изготовление продукта для юного поколения?

— Копия от оригинала все-таки отличается. Можно сделать первоклассную копию картины Ван Гога, а полноценно скопировать кино невозможно. Поэтому российские прозападно настроенные режиссеры сейчас сплошные подделки и лепят. Почти все новые фильмы — это дешевые копии американских блокбастеров. Только в России их по бедности снимают без размаха, блеска, технических приспособлений и без накопленного годами опыта производства подобного рода кино.

— А у вас не было искушения сделать продолжение телефильма «Место встречи изменить нельзя»? Братья Вайнеры готовы были написать сиквел?

— Была задумка снять еще раз эту историю спустя 35 лет с новыми актерами. Высоцкого заменили бы Владимиром Машковым, он актер такого же высокого класса. Хотя было бы невероятно сложно найти подходящую натуру в Москве. Повторить не смогли бы ни одной мизансцены. Пришлось бы очищать изображение от рекламных щитов и пластиковых окон на компьютере, а это очень дорого. Такая идея до сих пор жива и актуальна. Интересно посмотреть, как восприняла бы сегодняшняя публика это произведение.

Одно могу сказать точно — я не стану угождать юным дуралеям, переполняющим сегодня кинотеатры. Состав зала теперь таков: тридцать процентов тинейджеров, которым понимать что-либо еще рано, двадцать процентов довольно развитой и адекватной студенческой молодежи, ну и пятьдесят процентов абсолютных болванов — неграмотных, с чрезвычайно узким кругозором. Стада молодых людей бродят по России и не подозревают, что существует такое понятие, как духовная радость. Легко определить состав сегодняшнего зала по тем фильмам, которые пользуются спросом.

Премьер Путин, а позже и министр культуры Авдеев заявили, что мерилом качества картины является успех у зрителей. А в эту категорию успешных попадают такие «шедевры», как «Самый лучший фильм», «Самый лучший фильм-2», «Любовь в большом городе», «Ёлки», «Наша Раша», «Гитлер капут» и тому подобные. Вот на какой кинематографический отстой велят равняться российские руководители. А ведь сборы редко когда являются мерилом качества фильма.

— Когда вы ушли в политику, то не боялись ли потерять наивность восприятия мира, которая свойственна многим творческим людям?

— Почему вы считаете, что политика — это что-то циничное и жуткое? Со дня появления в России парламента СМИ неустанно вещали, какое это гадкое место и какие дураки там заседают, игнорируя тот факт, что в рядах депутатов лауреаты Нобелевской премии, академики, да тот же Говорухин, в конце концов. В общем, получается, что в Госдуме — пакостно, а в мэриях и префектурах сидят одни лишь отзывчивые и бескорыстные чиновники. Ведь не может так быть, чтобы парламент был худшим местом на земле. А ведь он уже давно занимается не политикой, а одним только творчеством. Законотворчеством! Вот что такое парламент сегодня. К сожалению… нам было сказано, что это не место для дискуссий.

Однако есть места и похуже. Вот, к примеру, кинематограф, где тратят огромные деньги на растление молодежи. С теле- и киноэкранов на юные умы льются потоки грязи, низменных страстей и жестокости. Разве это благородное дело? Я — режиссер, поэтому обязан быть еще и педагогом. И если после просмотра моей картины человек станет чуть лучше, добрее, умнее, будут затронуты его душевные струны — значит, я свою миссию выполнил. Если просто поднимется настроение, и то я буду доволен. А если я разбужу в зрителях низменные инстинкты и детям где-нибудь в электричке захочется набить морду человеку с Кавказа, вот тогда пиши пропало.

— Ваш американский коллега Арнольд Шварценеггер заявил, что за время своего губернаторства он потерял около 200 миллионов долларов. А вы чего-то лишились или, наоборот, приобрели, получив депутатский мандат?

— Если бы я все это время занимался кинобизнесом, то, конечно, сегодня был бы гораздо обеспеченнее. Точно так же и Шварценеггер. Он много лет работал на общество, и получается, что делал это за свой счет. Я думаю, что потерял он гораздо больше 200 миллионов. Работать на общество всегда накладно. Это в России губернатор становится богаче, а у них — наоборот. Там же нет коррупции и взяток.

— Милая, все же познается в сравнении. Если сравнивать с Россией, то там взяток нет! А если сравнивать с Китаем, то в Америке взятки есть. В Китае за это наказывают так, что мало не покажется — казнят публично. Пуля в затылок при всем честном народе. Самым жестоким наказаниям подвергают тех, кто обворовывает свой народ. Убийц пристреливают в тюрьме, а вот коррупционеров казнят публично.

— Я их методы одобряю. Пока не обуздаем преступность, нечего и мечтать о демократии и реформах. Поэтому в первую очередь я отменил бы мораторий на смертную казнь. Если бы не Ельцин и его окружение, то в начале 1990-х Россия могла бы пойти по китайской схеме развития: медленно, ничего не разрушая, ничего не распродавая, не разбрасываясь за бесценок ресурсами. Она бы начала строить цивилизованный, а не дикий капитализм. И сегодня, скорее всего, уже сравнялась бы с Китаем по экономическим показателям.

— Нет, не думаю. Я сейчас не говорю о Ленине и Сталине. Это отдельная статья. У меня с ними личные счеты. Эти люди виновны в том, что я остался без отца и рос в нищете. А многие советские руководители более позднего периода по крайней мере не воровали. Это ведь уже хорошо. Трудно себе представить советского министра, строящего себе дворец на Рублевском шоссе, или советского госслужащего, который имел бы счет в швейцарском банке.

— Станислав Сергеевич, вы как актер сыграли в 25 фильмах. У вас есть желание сняться в какой-нибудь западной картине, поработать в Голливуде?

— Один раз я снимался в американском фильме, о чем теперь сожалею. К счастью, я играл не какого-нибудь подлеца из КГБ или главаря русской мафии, а председателя совнаркома Грузии. Это была историческая лента о путешествии американской журналистки по СССР. Данного полотна я даже и не видел ни в прокате, ни на DVD.

— Вы с юности увлекались альпинизмом. А как сейчас поддерживаете физическую форму: фитнес, плаванье, теннис?

— К сожалению, никак. Мне сделали две операции на позвоночнике, так что со спортом пришлось распрощаться. А ведь были времена, когда все альпинистские трюки в своих картинах я делал сам. Например, в «Вертикали».

— Судя по вашим режиссерским работам, вы точно знаете, что такое хорошо, а что такое плохо, это так?

— Если судить по картинам, то, наверное, знаю. А если говорить о жизни вообще, то я бы так не сказал. Ноя ведь не только кино снимаю, я еще и рисую. Приглашаю читателей «Эхо планеты» на мою выставку живописи в Российской академии художеств! Мое увлечение пейзажной живописью приоткрыло мне глаза не только на окружающий мир, но и на самого себя. Человек — это тайна. Каковы пределы его физических и умственных возможностей? Какими талантами наградил его Господь? Разгадывать эту тайну, познавать самого себя -веселое и полезное занятие. Теперь я знаю о себе гораздо больше, чем раньше.

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике Day.Az. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев.

Просьба соблюдать установленные правила. Подробнее о правилах публикации комментариев можно узнать здесь .

У Фаика Агаева появилась герл-френд 6 комментариев

Главы МИД Азербайджана, Ирана и Турции приняли совместную декларацию — ОБНОВЛЕНО

В Париже открылся уникальный ресторан 1 комментарий

Кинорежиссер Станислав Говорухин: «Пятьдесят процентов зала — абсолютные болваны…» — ФОТО Комментируемая

Повлияет ли вступление Азербайджана в ВТО на цены в стране? 3 комментария

Нигяр Рафиева об успешном бизнесе, личных и творческих планах – ФОТОСЕССИЯ 149 комментариев

Генный инженер Генрих Азизли о существовании Бога, о том, из чего была «сделана» Ева и отношении к клонированию 16 комментариев

Азербайджанский дуэт на Евровидении принял участие в телешоу на Мальте — ФОТО 10 комментариев

В Баку произошла массовая драка из-за места для парковки 8 комментариев

У Фаика Агаева появилась герл-френд 6 комментариев