Kickstarter помогает обойтись без издателей

С помощью Kickstarter ищут средства на съёмку фильмов и издание книг, разработку программ и журналистские расследования, необычные изобретения и такие проекты, которым трудно подобрать определение.

Если название Google стало синонимом выражения «искать в интернете», то название сайтаKickstarterпостепенно превращается в синоним труднопроизносимого термина «краудфандинг» (crowdfunding), которым обозначают сбор денег по известному методу «с миру по нитке». С помощью Kickstarter ищут средства на съёмку фильмов и издание книг, разработку компьютерных программ и необычные изобретения, журналистские расследования и такие проекты, которым трудно подобрать общее определение.

В самой по себе идее «краудфандинга» нет ничего нового. В определённом смысле так можно обозвать даже попрошайничество в метро в стиле «поможите маме на операцию» можно (с большой натяжкой, правда). Но вот пример посерьёзнее: в 1997 году британская арт-рок-группа Marillion, сама того не ожидая, отправилась на гастроли. Это дорогостоящее предприятие, однако деньги нашлись. Поклонники Marillion без ведома группы собрали на это сразу шестьдесят тысяч долларов. Marillion понравилось: впоследствии поклонники не раз помогали команде найти средства на запись нового альбома. Оказалось, что это отличная альтернатива традиционному способу — финансированию с помощью звукозаписывающей компании.

Kickstarter предназначен для «краудфандинга» как раз того толка, которым занималась группа Marillion — то есть финансирования творческих проектов. Преимущество Kickstarter перед самостоятельным сбором средств заключается в том, что он даёт шанс даже тем, у кого нет готовой армии поклонников. Объявить о сборе средств на Kickstarter может почти каждый, а желающие помочь, как показывает практика, найдутся.

Тем, кто хочет найти средства на свой проект с помощью Kickstarter, придётся сочинить и опубликовать исчерпывающее объяснение того, в чём именно заключается его замысел (и лучше — с видео). Далеко не всякая затея подходит для Kickstarter. Сайт не предназначен для бизнес-проектов или, например, благотворительности. Сотрудники Kickstarter просматривают все заявки перед публикацией и заранее отсеивают неподходящие.

Есть и другие ограничения. В качестве платёжного сервиса используется Amazon Payments, который позволяет получать деньги только жителям Соединённых Штатов. Kickstarter планирует открыть международную версию, но когда именно это произойдёт — неизвестно.

За каждый взнос полагается награда, причём чем крупнее пожертвование, тем она уникальнее. Принцип тот же, что с коллекционными изданиями, которые, как давно заметили популярные музыканты, пользуются хорошим спросом, который ничуть не страдает от пиратства.

В 2008 году группа Nine Inch Nails выпустила альбом Ghosts I-IV. сразу в нескольких версиях. Электронное издание можно было скачать задаром, за 75 долларов предлагалась Deluxe Edition с парой компактов, DVD с раздельными треками, диск Blu-ray с альбомом в HD-стерео и сопутствующим слайд-шоу, а также фотоальбомом в твёрдом переплёте. За триста долларов покупатели получали всё перечисленное плюс четыре виниловые пластинки и два отпечатанных на цветном принтере изображения, уникальных для каждой копии. Несмотря на солидную цену, 2500 трёхсотдолларовых экземляров разлетелись за считанные дни.

К каждому проекту на Kickstarter прилагается длинный список наград, часто — весьма оригинальных. Даже в том случае, если кому-то захочется пожертвовать не десять долларов, а десять тысяч, то и ему найдётся награда по заслугам. Возможно, именно в такой системе заключается одна из причин успеха Kickstarter.

Ещё одна особенность Kickstarter — на сбор денег даётся не более полутора месяцев. При создании проекта нужно сразу заявлять срок и нужную сумму. Если деньги удаётся собрать вовремя, то кампания объявляется успешной, и её зачинатель получает всё, что было перечислено. Если не хватает хотя бы одного доллара, то деньги возвращаются жертвователям.

Это стимулирует не жадничать, а просить необходимый минимум. Проект со слишком большими запросами не получит ничего, зато другие (и это происходит регулярно) набирают значительно больше нужного задолго до окончания установленного срока. Иногда случается, что полученный в итоге бюджет в десятки и сотни раз превышает изначальные запросы.

Когда деньги собраны, на долю Kickstarter приходится пять процентов (это единственное, на что претендует сервис; права на готовые проекты остаются за их авторами), примерно столько же берёт себе Amazon.

Один из наших соотечественников, российский художник Сергей Сафонов с помощью Kickstarter смог получить средства на свой собственный проект — игрушку-луноход Luno. Хотя требовалось всего четыре тысячи долларов, к заданному срок набралось на тысячу больше. Сергей Сафонов рассказал «Компьютерре», как так получилось.

— Я художник и дизайнер персонажей, живу и работаю в Москве. Сфера моих творческих интересов довольно широка, от графики и иллюстрации до проектирования игр и программных продуктов, но придумывать персонажей и делать из них игрушки мне нравится больше всего.

— У меня есть проект, он называется «Луноход-1», с 2005 по 2010 год под этой маркой работал первый в России магазин дизайнерских игрушек, а Luno-Луноход был его талисманом. Игрушкой он стал в 2010 году, так как я подумал, что было бы интересно, чтобы магазин игрушек олицетворяла именно игрушка, но не игрушка — символ детства (кукла, паровоз, конструктор), а игрушка со своей собственной историей.

— Расскажите, пожалуйста, как возникла идея прибегнуть к помощи Kickstarter? Почему для финансирования проекта был выбран именно этот ресурс, а не что-то другое?

— Мой друг и партнёр, журналист Джереми Браутман (Jeremy Brautman) использовал Kickstarter для сбора средств на организацию выставки в прошлом году, и, когда я поделился с ним своими планами на 2011 год, он предложил мне попробовать профинансировать одну из моих идей при помощи этой платформы. Честно сказать, изначально я был против её использования, так как привык обходиться собственными силами и средствами для реализации своих идей, но вспомнил, что есть один проект, который я не потянул бы самостоятельно. Прототип Luno к тому моменту был уже готов, но тиражировать его в своей студии, где я делаю все свои игрушки, я бы не смог, так как технологически он более сложен. У него вращаются колёсики, произведён он по технологии ротационного литья, то есть он полый внутри, и даже небольшой тираж этой игрушки стоил бы достаточно больших усилий при самостоятельном производстве. Кроме того, неожиданно всплыла историческая дата — в этом году 50 лет полёта первого человека в космос!

Честно говоря, других проектов, позволяющих привлекать коллективное финансирование, я не знаю, а Kickstarter как раз специализируется на творческих инициативах, так что других альтернатив мы не рассматривали.

— Подготовка была осуществлена примерно за неделю. Для начала я сделал небольшой финансовый план, который позволил бы обеспечить производство, но первые его версии по своей структуре выглядели несколько нереалистичными, и вот почему. Прелесть платформы Kickstarter в том, что люди, которые жертвуют свои деньги на осуществление той или иной затеи, получают от инициаторов проекта не просто спасибо, а благодарственные призы. Чаще всего это конечный продукт, который должен получиться после сбора средств. За разный объём пожертвований и призы разные. Как правило, сумма вклада в проект — это 25-50 долларов.

В том плане, который получился с самого начала, у меня был большой зазор между недорогими и более дорогостоящими призами — 25 долларов за акварельную картинку, а потом сразу 80 долларов за игрушку Luno, поэтому я решил сделать ещё одну версию Luno — миниатюрного размера, для того чтобы заполнить этот промежуток и дать возможность тем, кто готов пожертвовать небольшую сумму, всё-таки получить этого персонажа. Финальные призы выглядели таким образом: картинки за 15 и 25 долларов, mini Luno — 35 долларов, оригинальный Luno — 80, комплект из двух Luno за 100 и полная коллекция игрушек моего производства за 500 долларов. Затем я прикинул, какой объём от окончательной суммы могут принести пожертвования разного объёма. По плану 30 процентов отводилось Luno, 40 процентов — mini Luno, и остальные равными долями. На самое крупное пожертвование я, признаться, не рассчитывал, так что оно осталось за пределами плана. После того как план был готов, я подготовил всё необходимое визуальное наполнение. Покрасил прототип Luno в глянцевый белый. Вместе с моим сыном Ильёй мы сняли короткое видео про игрушку. Вместе с Джереми написали тексты, рассказывающие про идею и объясняющие, что нам нужно для её реализации.

После запуска я сделал несколько email-рассылок для тех, кто покупал либо мои игрушки, либо игрушки в «Луноходе-1». Про нас написало множество блогов, в основном тех, кто пишет про игрушечный дизайн, но были и те, кто неравнодушен к теме космоса и популяризации космических наук. Меня даже попросили записать видеообращение для ежегодной серии вечеринок, посвящённых дню космонавтики и одновременно проходящих по всему миру, —YurisNight. Потом появился прототип mini Luno, это подхлестнуло интерес к проекту, и необходимую сумму в четыре тысячи долларов мы собрали довольно быстро, уже за первую неделю кампании. К сожалению, участие отечественной аудитории в этом успехе незначительное.

— Как вы считаете, может ли Kickstarter обрести какую-либо популярность среди тех, кто ищет финансирование для своих проектов внутри нашей страны?

— Kickstarter работает только с гражданами США, к сожалению. Вы можете поддерживать проекты, созданные на Kickstarter, откуда угодно, но создать свой проект, будучи где-то ещё в мире, не получится. Насколько я понимаю, это связано с финансовым регулированием, которое в каждой стране своё. Для меня финансирование через Kickstarter не универсальное средство, а просто интересный эксперимент. Очень надеюсь, что будут проекты, а Kickstarter никуда не денется.

Распределённая социальная сеть Diaspora, о которой КТписалав прошлом году, получила солидную финансовую поддержку именно через Kickstarter. Четыре программиста собрали более двухсот тысяч долларов, причём одно из пожертвований сделал Марк Цукерберг.

Дизайнерский проект компании Minimal по превращению плеера iPod Nano в наручные часы (TikTok/LunaTik), набрал в общей сложности 941718 долларов при запрошенной создателями сумме в пятнадцать тысяч.

Художественный фильм Blue Like Jazz, для завершения съёмок которого недоставало 125 тысяч долларов, собрал на Kickstarter почти 346 тысяч. Пять человек пожертвовали по 6000 долларов — за это режиссёр лично встретится с ними и устроит предварительный показ.