Календарь: 27 сентября – 3 октября

Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.

Начинается юбилейный XX Международный фестиваль «Балтийский дом» – двухнедельный театральный смотр с экстраординарно увлекательной и качественной программой. Открывается «Балтдом» спектаклем талисмана фестиваля – великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса и его театра «Мено Фортас». Специально ради такого случая маэстро восстановил один из своих прежних шедевров –«Отелло»(«Otelas») с участием Владаса Багдонаса и Эгле Шпокайте. Постановка в прежние годы гостила в Петербурге добрый десяток раз, однако магия имени Някрошюса такова, что и теперь в огромном зале «Балтийского дома» яблоку будет негде упасть, это уж наверняка. Начало спектакля в 18.00.

«Такой театр» наконец снова показывает свою премьеру – спектакль«Главное забыл»по мотивам повести Шолом-Алейхема «Менахем-Мендл». Выпущенный под занавес прошлого петербургского театрального сезона – кислого до оскомины – этот спектакль, от которого не ждали многого, перевыполнил все планы и переоправдал все ожидания. Точная и лаконичная режиссура израильского актера и постановщика Михаэля Теплицкого (в прошлом – бакинского школьника, потом студента Петербургской театральной академии), превосходная сценография израильского художника Полины Адамовой (в прошлом – сценографа «Мастерской Фоменко» на первых этапах ее становления и одного из авторов дизайна газеты «Коммерсант»), выдающаяся игра петербургских артистов Ирины Полянской и Александра Баргмана (в прошлом – однокурсников Теплицкого по мастерской Игоря Горбачева) сделали свое дело. Он пишет письма, она отвечает, а на маленькой сценеМузея Достоевского– универсальная история о мужчине и женщине, иногда прямо-таки мифопоэтического масштаба. Начало в 19.00.

Игорь Ларин – очень странный человек. Будучи блестящим актером (что называется, от Бога), он еще в 1990-е «выстрелил» обоймой удивительных моноспектаклей собственного сочинения – умных, тонких, элегантных. Так он и продолжает их играть, правда, делает это очень редко, большую часть времени проводя в каком-то таинственном творческом подполье. Изредка, впрочем, Ларин выныривает на поверхность ради постановок с другими актерами в стационарных театрах и антрепризах, но эти опусы не идут ни в какое сравнение с его старыми моноработами. Одна из них будет показана вИнтерьерном театре«Вертинский. Исповедь Барона», спектакль, страшно сказать, 1991 года выпуска, фантазия на тему одной мечты: шансонье Вертинский, оказывается, в свое время стремился к роли Барона в постановке Станиславского и Немировича «На дне». Начало в 19.00.

На подмосткахБДТбудут отмечать юбилейную дату – 95 лет со дня рожденияГеоргия Товстоногова, режиссера, прославившего театр. С памятным словом о мастере выступят корифеи труппы: Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Валерий Ивченко, Леонид Неведомский, Георгий Штиль, Геннадий Богачев, Изиль Заблудовский, Марина Адашевская и многие другие. Обещаны и гости, среди них – блиставшие в товстоноговском БДТ Ольга Волкова, Владимир Рецептер и даже Татьяна Доронина. Начало вечера в 19.00.

Парад оркестров, нечаянно случившийся в начале филармонического сезона, продолжается выступлением в Большом залеФилармониимосковскогоБольшого симфонического оркестра им. Чайковского. Под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Владимира Федосеева коллектив исполнит популярную классику (сюиту из «Спящей красавицы» и «Вариации на тему рококо» Чайковского с Александром Князевым в качестве солиста плюс «Болеро» Мориса Равеля) и до сих пор мало кем слыханные в Петербурге раритеты (симфоническую поэму Шоссона «Вивиана» и «Песни Дон-Кихота» Ибера). Начало в 19.00.

Екатеринбургский театр кукол приезжает вБТКс интересной мини-гастролью. Многолетний руководитель известного в кукольном мире «Театра дю Фюст», режиссировавшая ни много ни мало в самом «Комеди Франсез» француженка Эмили Валантен недавно поставила в екатеринбургском театре спектакль«Грибуль-простофиля и господин Шмель»по мотивам сказок Жорж Санд. Эту кукольную историю с участием прекрасных стрекоз и шершней-бандитов и покажут петербургскому зрителю. Начало спектакля в 19.00, а для ранних пташек его покажут еще и на следующее утро – в 11.00.

ВМузее Ахматовойоткрывается выставка фотохудожницы Наташи Рич«Glass»(то есть «стекло»): из бесцветных и цветных банок, бутылок и бокалов, с водой и пустых, получаются изысканные абстрактные композиции, порой похожие на полосатую живопись Марка Ротко или крестьян Казимира Малевича. Округлые линии, стильный цвет, отчетливый ритм форм – изображение не всегда распознается и оставляет простор для фантазии, как и полагается в порядочной арт-фотографии.

Главное событие фестиваля «Балтийский дом» и, наверное, всего театрального года в Петербурге. Великий польский режиссер Кристиан Люпа представляет свой спектакль«Персона. Мэрилин»(«Persona. Marilyn»), недавнюю премьеру варшавского Театра им. Густава Холоубека. Подробная физиологическая хроника последнего дня из жизни поп-иконы Мэрилин Монро, фактически, «хроника объявленной смерти», с отчаянной смелостью играется актрисой Сандрой Корженяк. Рискованный сюжет становится поводом для размышления о плоти и духе, подлинном и фальшивом, гибели и бессмертии. Начало спектакля в 20.00.

Музей истории религииприглашает ознакомиться с новым разделом постоянной экспозиции«Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм». Более восьмисот подлинных вещей, подробная информация и интересные дизайнерские решения создают картину религиозной жизни стран Азии – от модели алтаря буддийского храма и до обрядовых предметов индуистского культа, от китайских лубков до молитвенных барабанов с мантрами.

В 19 часов открывается новый негосударственный музей современного искусства«Эрарта», обещающий стать самым крупным в России: более 8000 квадратных метров, 140 российских (в основном ленинградских и петербургских) художников, 2000 произведений – с 1950-х годов по настоящее время. Кроме постоянной экспозиции здесь будут проводить временные выставки, и теперь покажут живопись и графику Петра Горбаня, мастера библейских сюжетов в стиле соцреализма, под названием «Единственная тема – человечество». На самом деле музей открылся еще в мае и всё лето работал в тестовом режиме, но теперь авторы проекта решили начать настоящую «эру арта» – современного искусства.

На фестивале «Балтийский дом» еще один вечер избранного из прошлых лет. Премьера«Идиота»(«Idiotas») Эймунтаса Някрошюса состоялась здесь год назад, теперь окрепший спектакль есть шанс пересмотреть. Он, как всегда у Някрошюса, состоит из парадоксальных художественных жестов и неожиданных метафор – мрачный роман Достоевского превращается в игру, в воспоминание об утраченном детстве человечества с его смешными вопросами и простыми ответами. Начало в 18.00.

XIII Фестиваль старинной музыки Earlymusic закрывается самым ожидаемым концертом этой осени: вКапеллевпервые в Петербурге выступаетФилипп Ярусский. Обладатель ангельского контратенора приезжает в Россию во второй раз: впервые Ярусский пел несколько лет назад в Москве, и не слишком удачно. Нынешнему визиту французского певца-уникума с «Dixit dominus» Вивальди и его же оперными ариями аккомпанируют «Солисты Екатерины Великой», съевшие собаку на выступлениях с западными вокальными звездами – от Майкла Чанса до Эммы Керкби. Начало в 19.00.

В клубе «ГЭЗ-21» в рамках форума «АПозиция» выступит проект«La musique est-elle un art de combat?»(«Музыка – искусство схватки?»). Задаваться этим вопросом в духе французского студенчества 60-х будут трое музыкантов: гитарист-экспериментатор Ричард Дойч, электронщик Элио Мартушьелло и перкуссионист Гигу Шеневье. Задумка у интернационального коллектива довольно авантюрная: создать проект на глазах у слушателей, жонглируя собственными слуховыми привязанностями, и тем самым сделать мир лучше. Начало в 20.00.

После нескольких лет забвения в репертуарМариинского театравозвращается одна из самых больших его удач –«Енуфа»Леоша Яначека в постановке Василия Бархатова. В 2007 году «Енуфа» стала первым спектаклем, поставленным Бархатовым в Мариинке, но юный возраст режиссера-дебютанта незаметен: молодой да ранний дает фору многим старшим коллегам. В партии бабушки-детоубийцы Костельнички – уникальная Лариса Гоголевская. Начало в 19.00.

ГалереяKremlinпредставляет проект Марины Колдобской, художника-куратора-критика, директора местного филиала Государственного центра современного искусства.«Красные фишки»– о культурном наследии, где массовая культура перемешана с иконами, а высокое искусство с куклами, инь-ян бок о бок со свастикой, а Ленин с Микки-Маусом, и всё это в классических цветах соцреалистического плаката: красный, черный, белый. Амбициозная галерея с наглым названием и напористая постмодернистка в согласии выстраивают языческий пантеон современной культуры.

ВДоме киноначинается мини-фестиваль «Рандеву с молодым кино Франции». На открытии покажут фильм«Королева дурочек»(«La reine des pommes») про страдания брошенной мужем тетеньки. Начало в 19.30.

В кинотеатрах стартует продолжение знаменитой ленты Оливера Стоуна «Уолл-стрит» –«Уолл-стрит: деньги не спят»(«Wall Street: Money Never Sleeps»). Прошло двадцать лет, и печально известный финансист Гордон Гекко (Майкл Дуглас) выходит на свободу.

Абонемент «Юрий Темирканов и его оркестр» в Большом залеФилармонииоткрывает не сам хозяин Заслуженного коллектива республики, а московский дирижерПавел Коган. Наследник прославленной музыкантской династии замахнется дирижерской палочкой на два колосса романтической оркестровой музыки: на Третью симфонию («С органом») Камиля Сен-Санса и на Вторую – Александра Скрябина. Начало в 19.00.

Масштабная страшилка«Монстры»(«Monsters») британского производства, но спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым, выходит в прокат и перепевает темы старого доброго «Пикника на обочине» братьев Стругацких.

ВМузее Академии художествоткрывается выставка«Галльский дух на берегах Невы», посвященная связям с французской культурой на протяжении XVII-XX веков. Архитектурные чертежи и модели Тома де Томона (250-летие которого отмечается в этом году) и Огюста Монферрана, живопись Антуана Ватто, рисунки Жана-Батиста Греза, скульптуры Этьена Фальконе соседствуют с французскими модными журналами и гравюрами, изображающими мебель, светильники, кареты. Также представлены дагерротипы работы изобретателя этих протофотографий – Луи Дагерра.

Полицейская комедия«Копы в глубоком запасе»(«The Other Guys») порадует в широком кинопрокате фанатов комика Уилла Феррелла. На этот раз ему досталась роль бухгалтера.

ВГалерее дизайна/bulthaupстартует ежегоднаянеделя декора журнала «Мезонин»– это московский проект, прижившийся в Петербурге и приезжающий сюда уже в третий раз. Галерея превратилась в подобие квартиры, на разных этажах расположились гостиная, женская и мужская спальни, кабинет, кухня-столовая, детская, ванная. Все комнаты оформлены разными дизайнерами в разных стилях – например, гостиная выглядит так, будто ее только что восстановили в расселенной коммуналке, и под потолком растянут экран с изображением лепнины, а детская превращена в зеленую лужайку.

Создатель провалившихся в прокате «Хранителей» Зак Снайдер отрабатывает убытки, снимая мультфильмы. Как это у него выходит, можно узнать, посмотрев трехмерную эпопею про сов под названием«Легенды ночных стражей»(«Legend of the Guardians: The Owls of Ga’Hoole»), пополняющую афиши петербургских кинотеатров.

В клубе «Космонавт» сыграет петербургская группаNon Cadenzaс большой концертной программой, приуроченной к выпуску дебютного альбома. Музыканты определяют свой жанр как поп-фьюжн, добавить можно лишь то, что вокалистка-блондинка Александра Алмазова пишет к этому делу неглупые тексты. Начало в 20.00.

На экраны кинотеатров выходит своеобразная отечественная версия «Моей прекрасной леди» под названием«Про любоff»с участием Федора Бондарчука и Оксаны Фандеры.

В киноцентре «Родина» пройдет «Ночь фильмов Алексея Балабанова», в рамках которой состоится показ его нового фильма«Кочегар»и встреча со съемочной группой картины. Начало в 23.50.

Слухи о распаде ню-метал-группыLimp Bizkit, как водится, увенчались триумфальным реюнионом и подготовкой нового альбома: полтора года назад рокеры дали концерты в Петербурге и Москве, а теперь приезжают вЛедовый дворецв рамках промотура нового альбома «Gold Cobra». Новый релиз с его неудобоваримыми скрежетами, бьющими наотмашь текстами, чугунной поступью гитар и ударных – это переосмысление раннего материала, но сквозь призму опыта и усталости друг от друга. Начало в 20.00.

В«Росфото»начинает работу выставка«Кавказ», на которой собрано более 150 фотографий этого региона, бывшего в XIX веке как местом ссылок и войн, так и престижным курортом. Первые русские дагерротипы Сергея Левицкого, снимки горных пейзажей, местных жителей и исторических мест, фотографии бытовых сцен на улицах, базарах, в мастерских рубежа XIX-XX веков, а также уникальная шестикадровая панорама гор создают цельный образ Кавказа, каким он представал перед глазами фотографов прошлого.

Мариинский театрпредставляет Петербургу нового главного приглашенного дирижера своего оркестра: до прошлого сезона этот пост занимал Джанандреа Нозеда, с нынешней осени его преемником станет дирижирующий скрипачНиколай Цнайдер, уже не раз выступавший с симфоническим коллективом Валерия Гергиева. В программу инаугурационного концерта в Концертном зале Мариинки Цнайдер включил Первый фортепианный концерт Бетховена (солист – Салим Аббуд Ашкар) и Первую симфонию Густава Малера. Начало в 19.00.

Фестиваль «Балтийский дом» продолжится спектаклем, приехавшим из Москвы. Новую пьесу Евгения Гришковца«Дом»поставил в театре «Школа современной пьесы» его создатель и бессменный руководитель Иосиф Райхельгауз, а видео, вплетающееся в ткань постановки, создано кинорежиссером Сергеем Соловьевым. Грустная история о враче, тщетно пытающемся занять у друзей денег на покупку вожделенного загородного дома, разыгрывается в необычном пространстве: актеры (среди них Елена Санаева и Альберт Филозов) сидят среди зрителей. В Москве главную роль в этом спектакле часто исполняет известный телеведущий Александр Гордон, но нам предстоит увидеть другую версию, с участием непрофессионального актера – крупного бизнесмена Бориса Вайнзихера, до недавнего времени работавшего техническим директором РАО «ЕЭС», а ныне гендиректора «ТГК-1». Начало спектакля в 18.00, а покажут его на сценеМюзик-холла.

«Легкая музыка» в исполнении харьковской группыLюkпрозвучит в клубе «Танцы» (Гороховая улица, 49). Причем «easy listening» музыканты понимают совсем не как разрядку для мозгов: в их тексты и звукоряд хочется вслушиваться, распутывая метафоры и лукавые сплетения электроники с чистым искренним голосом вокалистки Ольги Герасимовой и живыми инструментами. Начало концерта в 21.00.

ВМузее истории Петербурга, в зале потерны Петропавловки, открывается выставка живописиАллы Дуль«Homo, ????????, человек…»: картины призваны передать внеперсональное, божественное начало в телесной оболочке, отсюда их материал – не только холст, но и дерево, связанное с традицией иконописи.

Смольный собор отмечает 175 лет с момента освящения и открытия и показывает документы, чертежи, произведения искусства и фотографии, собранные совместно с десятком музеев, библиотек и архивов, в экспозиции«Высочайше повелеваю…». Шедевр Растрелли всегда зависел от монаршей воли: Елизавета I собиралась состариться в Смольном монастыре, Екатерина II устроила там учебное заведение, а собор достроили только при Николае I.

В галерееTioindigoоткрывается выставка живописца Василия Пешкуна: пейзажи, в основном зимние, светлые и праздничные, и натюрморты, составленные из цветов, бутылок и снеди, светятся от солнца и хорошего настроения. Даже дорожная грязь у Пешкуна кажется уютной и теплой, и работы на редкость точно отвечают названию экспозиции:«У природы нет плохой погоды».

«Do-галерея» приглашает на выставку графики Анастасии Зыкиной«Петербургский текст, или Митины сны»: от масштабных композиций по мотивам Достоевского и Леонида Андреева художница пришла к работам, навеянным лирико-ироническими сочинениями Дмитрия Северюхина. С помощью техники коллажа, сюрреалистических диссонансов и необычной фактуры она создает сумрачный и очень петербургский графический цикл.

В «Цоколе» выступят«Дети Пикассо»– с долгожданным двойным альбомом: «Герда» (первая часть) и «Кай» (вторая). Долгое время эта русско-армянская группа квартировала в Будапеште, выступала на европейских фестивалях под вывеской «этно», играла и пела на разных языках это самое «этно» – изобретательное и экспериментальное. Теперь же поют полностью на русском, записываются с басистом Einst?rzende Neubauten и авангардным музыкантом Александром Хаке, подмешивая аутичного нойза, «конкретной музыки» и размашистых клавишных всплесков. Солистка Гая добавила новых обертонов своему и без того роскошному голосу – получилась вокальная палитра PJ Harvey, помноженная на армянский темперамент. В общем, они вернулись, и лучше, чем прежде. Начало концерта в 20.30.

Режиссер Алексей Янковский воскрешает свой замечательный спектакль«Девочка и спички»на сцене театра «Особняк». Татьяна Бондарева читает монолог стареющей актрисы, написанный драматургом Климом, в полной темноте, нарушаемой лишь минутными всполохами поджигаемых спичек. Начало в 19.00.

В «ГЭЗ-21» – еще один участник фестиваля авангардной музыки «АПозиция».Gamelatronсовместно придуман «Лигой электронных музыкальных роботов» (LEMUR) и нью-йоркским музыкантом Тейлором Каффнером. К балинезийскому традиционному оркестру припаяна сотня роботов, управляющих его звучанием, – оркестрик играет сам собой: зрелище завораживающее. Равно как и саунд – на первый взгляд хаотичный, но пластичный и благозвучный. Начало в 20.00.

Выдающийся пианист современности и постоянный резидент Большого залаФилармонии Валерий Афанасьевпривозит в Петербург новую концертную программу – посвященную, как и в прошлые годы, композиторам-романтикам. На сей раз объектом внимания главного музыкального деконструктора наших дней стали Иоганнес Брамс (и конкретно – его поздние мизантропические пьесы: орр. 118 и 119) и Роберт Шуман (в частности, «Детские сцены» и Три пьесы-фантазии, ор. 111). Начало в 19.00.

В здании бывшего завода на Уральской улице, 15 пройдет двухдневный фестиваль фрик-культуры«Улица. Место. Для всех»под эгидой молодежного центра «МИГ». Событие, организованное режиссером Романом Габриа и продюсером Миленой Авимской, заранее свободно от критики. Фрик – он и в Африке фрик, какой с него может быть спрос? Как выясняется, это очень комфортная поза: в фестивале участвуют и кинофрики, и театральные, и арт-фрики, и модельеры-фрики, и татуировщики-фрики, и даже роллеры-фрики. Ну и, разумеется, фрики-поэты: они всегда в большинстве. Капельку серьезности обещает сообщить участие лидера группы «Последние танки в Париже» Алексея Никонова – фриком его назвать как-то язык не поворачивается. Начало в субботу и воскресенье в 15.00, вход свободный, всех желающих обещают одеть в костюмы из бумаги, так что с желаниями осторожней.

В галерее «Рускомплект» открывается последняя выставка IV Фестиваля рисованных историй «Бумфест» – комиксы на сюжеты из жизни самой галереи, которые присылали все желающие: участие непрофессиональных и работающих нетрадиционными методами художников только приветствовалось. Единственное условие – комикс должен начинаться со слов«Однажды в «Рускомплекте»…». Таково и название выставки.

Фестиваль «Балтийский дом» продолжает юбилейные показы избранных участников прошлых лет. Спектакль «Нового рижского театра» под руководством Алвиса Херманиса«Долгая жизнь»(«Gara Dzive»), который сыграют в 19.00 на сценеМюзик-холла, – это дотошное воссоздание среды советского быта. В узнаваемой советской квартирке ютятся старики, словно отрезанные от внешнего мира, – трогательный и страшный этюд об уходящей натуре.

Театр балета им. Якобсона на сценеАлександринкипоказывает свой спектакль«Есенин»специально к 115-летию со дня рождения поэта. Полубалет-полудрама: любовь, война, революция, березовые рощи, встречи, разлуки – яркое эмоциональное действо на темы стихов Есенина и его судьбы. Хореограф – Юрий Петухов, драматург – Данила Привалов, художник – Семен Пастух, получивший за эту работу премию «Золотой софит». Сам театр, кстати, тоже именинник: он празднует сорокалетие. Начало в 20.00.

Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).

Фото: пресс-службы Большого театра кукол, фестиваля Earlymusic (Simon Fowler licensed to Virgin Classics), «Росфото», фестиваля «Балтийский дом», Музея истории Санкт-Петербурга; menofortas.lt, bdt.spb.ru, teatrdramatyczny.pl, erarta.com, mariinsky.ru, CoolConnections, misto.odessa.ua, nimrah.ru, Warner Bros. Pictures, «Наше кино», detipicasso.ru, jrt.lv.