Как создавался музей «Магаданская трасса»

Далекий 1989 год, первая поисковая краеведческая экспедиция молодежного туристического клуба «Лидер» Хандыгского Дома пионеров и школьников проведена летом под моим руководством в рамках чемпионата Республики «Знаешь ли ты свой край?», по результатам её мы стали чемпионами Якутии. В течение двадцати трех дней группа изучала заброшенные лагеря Янстроя вдоль недостроенной трассы Хандыга – Эге- Хая.

Начали на сотом километре от Хандыги, а закончили в семидесяти километрах севернее поселка Тополиное на реке Имнекан. На следующий день первый раз лечу в отпуск из Якутии, лето, Москва, вижу афишу – состоится выставка «те 10 лет», посвященная деятельности Хрущева. Интересная личность в нашей истории, со светлыми и темными делами (20 съезд КПСС, культ личности Сталина и кукуруза на всех полях, « в 1980 коммунизм и у каждой семьи по квартире», а также «в 1980 году по телевизору я покажу вам последнего попа»).

Хватит отступлений – ближе к делу, один из залов этой выставки оформила правозащитная организация «Мемориал». Основной упор – репрессии времен культа личности Сталина, документы, большие фото лагерей, подлинная колючая проволока, кругом известные люди, прошедшие лагеря, пресса, телевидение, а у меня свежи воспоминания о наших Томпонских лагерях. Вернувшись из отпуска, рассказал какое впечатление произвела на меня выставка и что надо и нам сделать нечто подобное.

Звонок третьего секретаря: – «Как отдохнул?» И в конце: «Вы не вздумайте при входе на стадион вкопать столбы с колючей проволокой! У людей праздник». Кто меня вложил – неизвестно, а всего-то прошел обеденный перерыв, как я в сердцах высказал эту идею. Вот убийственная логика функционера – юбилей, конкурс красоты «Розовая чайка» и всё должно быть в розовом цвете.

Тем не менее, во время торжественного собрания в ДК «Манчары» ведущий подняла весь зал почтить память строителей трассы минутой молчания. Во все времена были совестливые люди, например: первый секретарь райкома партии – Арсентьев проезжая по Магаданской трассе всегда снимал шапку – «Я не могу ехать с покрытой головой по кладбищу!».

И он был прав, если учесть что ширина дорожного полотна составляла не более 6 метров, а сейчас 9, то все зеки, захороненные вдоль дороги, оказались под дорожным полотном.

Для углубленного изучения краеведческого материала, по рекомендации директора «Дома пионеров» Астаховой Антонины Александровны, краеведческий кружок переключается с изучения древней истории на новейшую. Его возглавляет Николаева Альбина Акакиевна. Совместно с краеведческим кружком создается группа «Поиск» для записей воспоминаний очевидцев тех лет.

В 1990 году турклуб «Лидер» провел поисковую экспедицию на одну из первых лагерных зон района 1934 – 35 гг. расположенную на территории месторождения «Сендучен», где под руководством геологов института Арктики г. Ленинграда работала экспедиция особого назначения НКВД СССР с привлечением труда заключенных. Затем произвели съемку заброшенного поселка «Кыхыл Сулус», времен коллективизации эвенов.

Достойным завершением поисковой работы этого сезона стало обнаружение самолета перегоночной авиации «Кинг- Кобра», совершившего вынужденную посадку в горах Верхоянья 1943 году. Этой же группой было произведено обследование некоторых лагерей системы «Янстроя НКВД СССР» до п. Тополиное. По результатам этой экспедиции в 1991 году снят видеофильм «Дорога в никуда», в дальнейшем с большим интересом воспринятый участниками Ассоциации делового сотрудничества «Интертренинг» в г. Москва.

В составе съемочной экспедиции вместе со мной работали: Сергей Шинкарев, Зоя Игошина, Сергей Талипов, Евгений Ермолаев, Алексей Ежов. Летом 1992 года Министр культуры Якутии Борисов Андрей Саввич, будучи одни сутки в Хандыге, лично ознакомился с имеющимися у меня материалами, мы с ним проговорили до полтретьего ночи, смотрели отснятый нами видеофильм, зарисовки о лагерях района, слайды и фотографии.

Он живо интересовался нашими планами и перспективами изучения, так захватила эта тема нашего министра. Самолет на Якутск вылетал в 10.30 утра. Рано утром на УАЗе Трофимовых мы выехали на дорожный участок Улах. Увиденные уцелевшие остатки зоны и кладбища зеков произвели огромное впечатление (в то время на заброшенном кладбище ещё валялись большие берцовые кости от скелета). Расставаясь перед вылетом в Якутск, он дал наказ Любовь Кирилловне – организовать музей тоталитаризма, беречь начинания турклуба, оказывать всяческую поддержку, и тепло попрощался с нами.

Музею дали первичное название «Дорога в никуда» так я назвал один слайд, снятый в 1989 году в районе штрафного лагеря на реке Имнекан. Недостроенная дорога имела вид пунктира, 3- 5 км. болото, затем отличная насыпная каменная дорога, которая казалось, выдержит танк, а далее опять марь, топь, затем опять насыпная дорога, но камень уже окатанный, с реки и т. д. В этом участке дороги, по которой не проехала ни одна машина, посреди насыпи выросла большая ель и сразу видно, что её никак не объехать и дорога эта никуда не идёт, весь колоссальный труд оказался бессмысленным, т. е. это дорога в никуда!

Под этим названием от имени музея мы с Сергеем Шинкаревым участвовали в крупнейшей выставке Сибири в г Новосибирске в 1994 г.

По личному распоряжению начальника Управления культуры Трофимовой музейную экспозицию создали в клубе «Авиатор» п. Теплый Ключ, так как работу клуба необходимо было чем – то оживить. Также считалось, что музей будут посещать пассажиры всех проходящих рейсов, делавших посадки в аэропорту. Конечно это было ошибкой, так как проходящие рейсы на Зырянку, Средне-Колымск, Усть–Неру скоро перестали производить посадки, да и сами эти поселки обязаны своим появлением ГУЛАГу и во время кратковременных стоянок не могли представлять интереса для пассажиров, проживавших в бывших лагерных зонах.

Предложенный мною вариант диарамы был воплощен в жизнь при активной поддержке членов туристического клуба. Мы выезжали на «Вахтовке» с целью сбора подлинных материалов из лагерей, стоявших на: Известковом карьере, р. Улах, р. Менкюле, р. Джалкан, Особенно активное участие принимали Виталий Немцев, Дмитрий Олейник, Алексей Игошин, Дмитрий Лабуз.

Для диарамы было привезено двадцать мешков камня с Кондратьевской сопки, большой котел из столовой зеков лагеря Улах, демонтированы столбы ограждений лагерной зоны, более 150м колючей проволоки, также образцы покрытия крыши бараков, караульного помещения и дома коменданта, предметы лагерного быта лагеря Куранах. Оформление диарамы было с блеском выполнено художником Романом Романовичем Ефимовым Мегино-Алданской школы, предварительно ознакомившегося с материалами экспедиций.

С созданием музея поисковые экспедиции стали проводиться совместно с отделом культуры. И сейчас, несмотря на отсутствие финансирования, в год проходят две – три поисковые экспедиции, во время которых проходят встречи со старожилами, ведется сбор экспонатов, осуществляется фото, видеосъемка, составляется описание туристических маршрутов. Также каждый год совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних организуются полевые туристские лагеря. Проводятся поисковые экспедиции в военно-патриотическом направлении.

В 2002 году стали лауреатом Республики в номинации «Лучший организатор юношеского и детского туризма». В 2004 году получили грант на проведение военно- патриотической экспедиции «Секретная трасса Аляска – Сибирь».Традицией стали встречи с ветеранами поселка – людьми непростой судьбы, знающими не по наслышке, что такое Сталинские репрессии и лагеря ГУЛАГа.

Совместно с руководителем детской телестудии гимназии Егоровым Василием Павловичем сняты и показаны по телевидению видеофильмы: «Музей Магаданская трасса», «Я помню всё», «Аэрокобры над Якутией». По чертежам «Дальстрой» проекта НКВД СССР 1952 года началась сборка карцера из подлинных материалов. К сожалению созданная диорама была уничтожена пожаром 1997 года. Дальнейшее финансирование музея, в связи с ухудшением экономической ситуации, было прекращено и он как бы перестал существовать.

Экспозиция в п. Хандыга была создана на энтузиазме членов клуба «Лидер» в пустующем помещении бывшей художественной мастерской, где и находится до сих пор. Активная работа по организации и совместному проведению экспертных экспедиций с Министерством молодежи спорта и туризма в 1998 году, Министерством предпринимательства и Туризма, Министерством экологии, институтом «Якутпроект» в 2002 году привела к тому, что музей ГУЛАГа в Хандыге и объекты осмотра включены в пилотный проект Республики «Полюс Холода», занявшего пятое место в России в 2003 году.

2. Там находился поселок Чистый с которого начинается деятельность «Янстроя» НКВД СССР по строительству автодороги Хандыга – Эге- Хая.

3. Получено благословление Архиепископа Якутского и Ленского Владыки Германа на строительство памятной часовни в знак увековечения памяти строителей всех наций, народностей и различных вероисповеданий, вложивших свое здоровье, а зачастую и жизнь в строительство автодороги Хандыга – Магадан, Хандыга – Тополиное.

4. Там же наиболее целесообразно поставить на постамент прицепной грейдер 1948 года выпуска, найденный и поднятый нами, турклубом, в ручье около Хандыгснаба (в настоящее время перевезен в гараж дорожников п. Теплый Ключ).

5. На этом месте традиционно останавливаются автомашины для отдыха, проезжающие, как в сторону Магадана, так и в сторону Тополиного.

Проект разработан заслуженным архитектором, Лауреатом Государственной премии России и Якутии Николаевым Иннокентием Афанасьевичем, автором проекта зданий Комдрагмета и Национального театра Якутии. Идея же использования именно сотого километра для установки памятника родилась во время экспедиции 1989 года с Сергеем Шинкаревым, а необходимость строительства часовни, как места покаяния, высказал заместитель министра по туризму Колесов Владимир Мефодьевич в 1996 году – ныне он единственный Действительный член Академии туризма на Дальнем Востоке.

Хандыга – является воротами Северо- Восточной Якутии. В нашем районе можно увидеть воочию, что Якутия – это и горная республика. Изюминкой трассы, пересекающей хребты Окраинный, Скалистый, Сете – Дабан, Сунтар – Хаята является знаменитый «Черный прижим». После Восточной метеостанции дорога идет по Оймяконскому нагорью и с точки зрения пассажира не представляет такой ошеломляющей красоты ,как у нас.

Что же касается ГУЛАГа СССР, о котором много говорили, то посмотреть в общем – то нечего. Конечно, есть поселки, дороги, дома и т. д. и т. п. Но это результат деятельности лагерей, а как они выглядят на самом деле? Уйдут из жизни последние очевидцы, и все зарастет травой забвения. Сталинские лагеря Дальстроя давно разобраны для хозяйственных нужд или уничтожены, осталась только кое – где колючая проволока. У нас же в районе сохранились лагеря Янстроя, которые были расформированы в 1956 году. Людей вывезли, недостроенную дорогу забросили и благодаря этому лагеря сохранились.

— в назидание потомкам один лагерь предложено сохранить, то, что можно разобрать- перевезти и реконструировать его на берегу реки Восточная Хандыга на территории бывшего склада взрывчатки в полутора километрах выше поселка Развилка. Таким образом, создаётся музейный комплекс под открытым небом, включающий в себя краеведческий районный музей Хандыги; урочище сотый километр, где должны быть часовня, памятник строителям, стоянка автомашин, кафе и конечно санблок. Кроме них автостоянки у Шаман- ручья, лагеря Янстроя на Ольчане, Имнекане и реставрированный лагерь у Развилки, смотровые площадки и стоянки автомобилей у Желтого и Черного прижимов; памятник летчикам перегоночной авиации «Аляска- Сибирь» на Заячьей петле, Поклонный крест на Томпорукском перевале. Кроме этого в план включена панорама лагеря в районе метеостанции у ручья Каменистый.

Когда начнется финансирование этой программы неизвестно, хотя очевидно, что Оймякон – самое холодное и доступное место, где живут люди. Отсюда следует вывод, что здесь все Деды Морозы Мира должны собираться вместе. Одна международная встреча Деда Мороза, Санта Клауса и Чизхана уже произошла и значит люди к нам ездить будут. Но чтобы навести элементарный порядок на автомобильных стоянках, и поставить памятный крест на Томпорукском перевале для этого, ни правительственная, ни президентская программы не нужны. Все это под силу району (Вспомним об обустройстве дороги на Якутск).

Что же касается районного краеведческого музея, то необходимость его строительства в районном центре Хандыга очевидна: на Родине президента Штырова есть только геологический музей, очень хороший, но узкоспециальный. Необходим именно краеведческий музей. В нем должны быть отделы представляющие историю и культуру многонационального края (древняя история, Екатерининские почтовые тракты на Верхоянск, Колыму и Охотск, освоение Северо – Востока Якутии, политическая ссылка, репрессии ГУЛАГа, Великая Отечественная война, трудовые свершения развитого социализма и т. п.), то есть создать Музей Памяти. Сейчас атрибуты коммунистического периода стали раритетами (знаки, вымпела, знамена, дипломы и тому подобное). Должен быть действующий Музей, куда ветераны могли бы принести свои реликвии и свои воспоминания очевидцев различных событий.

Проект музея разработан заслуженным архитектором России, Николаевым, с площадью экспозиции 2, 5тыс. кв. метров и ориентировочной стоимостью 35миллионов руб. в ценах 2004 года. Проект «Полюс холода» пока не утвержден ни Президентом, ни правительством. Место музея, конечно, планировалось на Набережной. О чем мнение экспертной комиссии 2002 года довел до сведения администрации, чтобы это центральное, красивое место принадлежало всему народу и работало на его будущее. Но…, вероятно в запарке подготовки к проведению 3 спортивных игр Якутии не нашли лучшего решения, как на этом месте поставить «Президент- отель» с сауной и всю красивую территорию оградить забором.

В истории любой страны есть свои черные страницы периодов репрессий, гонений против инакомыслящих. Многочисленным нападкам в России подвергались противники власти еще с царских времен. Иван Грозный не раз отправлял неугодных вместе с семьями в отдаленные монастыри.

С завоеванием Сибири география ссылок значительно расширяется. В 1691 году издается царский указ о замене смертной казни ссылкой в Сибирь, куда были сосланы многие участники крестьянских волнений и восстаний. Их заселяли на пашенные места, выделяли землю, обязывали заниматься скотоводством, а попавших в немилость царских вельможей отправляли в самые отдаленные и суровые уголки северного края, содержали в острогах под стражей и в кандалах. После воссоединения Украины с Россией в якутскую ссылку попали недовольные политикой русского царя, атаманы казацкой верхушки.

В 1674 году в Якутск, привезли гетмана левобережной Украины Демьяна Многогрешного, который намеревался отойти от Руси и перейти под сильную руку турецкого султана. Высылались и плененные под Полтавой шведы, декабристы. Кроме Якутска, местами ссылок стали зимовья Зашиверска, Среднеколымска, Жиганска, Ярмонга. Много видных людей побывало в якутской ссылке. В то время одно неосторожно сказанное слово могло круто изменить жизнь человека. Так, смоленский губернатор Черкасский на балу императрицы Анны Иоанновны сказал: «Теперь в России честным людям жить нельзя, кто получше – тот пропадает очень скоро». Слова оказались пророческими: он был сослан в Жиганск.

Но поистине широкомасштабные репрессии начались в страшные сталинские годы. Люди всегда совершали преступления, но такого разгула, как в ХХ веке не было: наступил террор. Строились концентрационные лагеря, и выселялись целые народы. Практически не осталось ни одной семьи, которую в той или иной степени не задел вал репрессий. Миллионы невинных людей были уничтожены, и еще больше было обречено на бесконечные страдания. Они оказались изгоями общества, жертвами злой государственной машины.

Лагеря создавались по линии ведомств МВД СССР и МГБ. Было создано более 250 управлений и за каждым закреплялось от десятков до сотни лагерей. Все грандиозные стройки велись с привлечением огромного количества заключенных, от 30 до 50% которых составляли политические. В нашем северном крае работы выполнялись трестом «Дальстрой» МВД СССР и «Берлаг» КГБ СССР. Эшелонами и баржами этапировались тысячи заключенных и спецпереселенцев. Многие из невинно пострадавших нашли здесь свой последний приют.

Весной сорокового года на берегу Алдана появилась табличка с надписью «Пристань Хандыга Дальстроя НКВД СССР», основателем которой стал Карпов. Строили дорогу на Магадан, чтобы «связать» месторождения россыпного золота Верхней Колымы с «материком». В тяжелейших условиях шло строительство, умирало много людей, которых просто укладывали вдоль дороги, а затем засыпали гравием.

Политические узники всегда боролись за свои права, и на одной из зон Мордовии «Дубравлага» 30 октября 1974 года было принято решение считать этот день как «День политзаключенных СССР». А в октябре 1991 года он переименован в «День памяти жертв политических репрессий» и отмечен в календаре, также решением Верховного Совета был принят закон о реабилитации. Особенность этого дня в том, что это единственный день который отмечается не по установке правительства, а по воле народа, а правительство только было вынужденно узаконить его.

Велика роль музеев в развитии взаимоотношений народов, о чём свидетельствует полувековая деятельность Международного Совета музеев.

В настоящее время меняется социальная роль музеев и повышается эффективность взаимодействия музея и общества. Музей становится культурным, образовательным центром. Музеи активно включаются в культурную жизнь общества формирующего её, а не являющегося лишь пассивным отражением культуры, как это было раньше. Разрабатываются новые модели взаимодействий с различными группами аудиторий, укрепляются связи с широкой общественностью, проявляется забота не только о массовом посетителе, но и об одиночных посетителях, работа на «количество» не должна заслонять «качество» работы.

В современном мире музей не только место где познают, но и отдыхают, развлекаются. Новая образовательная концепция отечественного музея выражается прежде всего в отказе от жёстких идеологических установок, которые раннее диктовали содержательную направленность всей культурно образовательной деятельности музеев. Каждый музей неповторим, имеет, и должен иметь своё «лицо».

Главное – вовлечение посетителей в активную деятельность. Наиболее разработана система взаимодействия музея со школьной и детской аудиторией, меняется тематика клубных занятий. Детей волнуют проблемы – бытия, экологии, исторической правды, собственное происхождение, история малой родины и др. то есть возрастает влияние музея как образовательного центра духовного становления человека.

Людской век короток, и нужно торопиться собирать крупицы исторической правды для будущих поколений вообще и своих близких родственников в частности. Ведь даже атрибуты близкого коммунистического прошлого стали раритетами. Попробуйте найти хотя бы пионерский или комсомольский значок. История требует к себе бережного отношения. Утраты часто невосполнимы. Например: посёлок Тёплый Ключ умудрился экспонат № 1 музея «Магаданской трассы»– прицепной грейдер 1948 года выпуска – выбросить в металлолом, вместо того чтобы поставить его на постамент при въезде в посёлок.

Старая дорожная машина, по сути – символ посёлка дорожников и вдруг с музейного хранения прямиком на свалку! В голове не укладывается! Как можно так относиться к своей истории?!