Как московский скульптор создал иконостас Шаляпина

Если полистать инстаграм по тегам вроде #fashion, #style, #beauty можно подумать, что на Земле уже началась атака клонов. Тысячи девушек с одинаковым выражением лица, в почти одинаковой одежде, с фигурами Барби и такими же лицами одинаково позируют и одинаково подписывают фотографии. Они словно стремятся к своему идеалу — манекену из бутика Louis Vuitton. А манекены, в свою очередь, становятся всё более человечными, и всё труднее не заверещать от страха, случайно наткнувшись на такого в магазине. Именно этому посвящена серия работ казанского фотографа Валерия Михайлова.

— Я гулял по центру Хургады и наткнулся на почти живой взгляд манекена с перевязанной скотчем шеей. Так начался мой «диалог с манекенами», — рассказывает автор.

На его снимках запечатлено невероятное смешение жизни и застывшей смерти, цвета и тени, реальности в отражениях витрин. Иногда невозможно понять, как в стеклянных глазах может таиться столько грусти, вполне осознанной человеческой тоски. А кое-где догадаться, что на фотографии — манекен, можно лишь присмотревшись повнимательнее, настолько изящен поворот головы. Люди и куклы словно стремятся превратиться друг в друга. Одни хотят ожить, а другие всячески стремятся стать пластиковым идеалом.

Лично мне эта серия работ очень понравилась. Замечательные цвета, интересные ракурсы, ловкая игра отражений. А вот наш фотограф Егор Алеев не очень оценил саму концепцию. Сказал, что все эти приёмы должны быть средством, а не самоцелью. Но профессионалам вообще не угодишь, так что, с точки зрения любителя выставка очень интересная.

Но куда более занятно, что экспозиция буквально раздваивается у нас на глазах, а фигуры с фотографий словно шагают в соседний зал галереи, обретая там совсем иные образы. Речь идёт о скульптуре, разумеется. На выставке «Возвращение к истокам» московского художника Николая Выборнова представлено около 70 его работ.

— Это моя попытка соединить в своих скульптурах детство, первые художественные впечатления и то, что мне близко – Шаляпин, Фешин, Тукай, Нуриев – музыка, балет, спорт. И, одновременно, поиск новых форм для выражения этих тем, — рассказывает Николай Фёдорович.

Формы, надо сказать, получились более, чем интересные. Например, Рудольф Нуриев изображён с помощью трёх символов: маска с узнаваемыми чертами великого танцора, ступня на пуантах и театральная кулиса. Это вам не какая-нибудь фигурка балерины из музыкальной шкатулки! Тукай, например, создан в стилистике работ Миро и Гауди, и чуть-чуть напоминает моаи с острова Пасхи. Скульптура Шаляпина и вовсе сделана в виде иконостаса, по центру которого расположен бас в своей знаменитой бобровой шубе, слева он запечатлен в образе Бориса Годунова, а справа как Фауст. На вопрос, можно ли считать это святотатством, мастер ответил:

— Я сам не знаю, как так вышло, что моя работа напоминает трёхстворчатый складень. Когда я отливал её, то думал лишь о театральном зеркале, которое состоит из трёх сегментов. Следовательно, в нём должно быть несколько отражений. О каком-то церковном подтексте даже речи не шло.

Вообще, влияние самых разных мировых культур на произведения Николая Выборнова заметно невооружённым взглядом. Он этого и не скрывает, заявляя, что как губка впитывает новые впечатления, на основе которых потом творит, не покладая рук. Особенно сильное влияние на него оказало путешествие в Мексику, где он прожил несколько месяцев. Отсюда и формы, и краски, и способы подачи различных образов.

Но важнее всего, что теперь у скульпторов есть возможность самовыражения. Больше не существует диктатуры античной строгости или соцреализма а-ля «девушка с веслом». Можно создавать всё, что заблагорассудится. Хочешь — голову Тукая, как у богатыря из «Руслана и Людмилы», хочешь — изящную и тонкую фигурку Марии Каллас, а хочешь — слепи вратаря хоккейной сборной, вросшего в ворота вместе с клюшкой. Границ нет!

В общем, эту двойную выставку стоит посетить, если вы любите всматриваться в детали, подмечать мелочи, искать скрытые смыслы и образность. Продлится она до 8 марта.

Режим работы ГСИ:

Источник: