Изящное наследство

Художник по костюму Эльвира АРСАЛИЯ давно признана у себя на родине. В Абхазии регулярно проходят ее персональные выставки, уникальное мастерство модельера отмечено государственными премиями. Участие в Международном конкурсе национального костюма «Этно-эрато», финал которого состоялся в апреле в Москве, принесло Эльвире второе место в номинации «Лучший костюм народов Кавказа». А перед этим творения модельера полмесяца украшали Московский дом национальностей – выставка «Абхазия: прошлое и настоящее» посредством фотографий, коллекционных марок и авторского проекта Арсалия «Амизанцкы» напомнила о прекрасной природе, радушных людях и многогранной истории благословенного кавказского уголка. Модельер Эльвира Арсалия поведала «НА» о вечной красоте и источниках вдохновения.

— Я уже лет десять работаю над воссозданием народного костюма. Он мне всегда нравился оригинальным кроем, изящной отделкой. Но, естественно, в каждую модель привношу что-то свое. А знание абхазских традиций в этом помогает.

– Многое нахожу в наших музеях. Расспрашиваю долгожителей, ведь в Абхазии женщины всегда умели великолепно и шить, и декорировать одежду. К слову, моя бабушка прожила более ста лет, и ее рассказы тоже очень хорошо помню. Помогают работы этнографов. У Елены Малия нашла такое описание: «В Абхазии имели место амазонки двух видов: с односторонним разрезом во всю длину, на случай, если женщина садилась на лошадь боком, и двухсторонним разрезом, если она садилась на лошадь по-мужски… Надевали амазонку, когда садились на лошадь, в остальное время прятали».

– Конечно! Думаю, есть генетическая память, иначе как же объяснить то, что на съемках проекта «Амизанцкы» модели – юные девушки, одетые в костюмы для верховой езды, впервые сев в женское седло конца XIX века, моментально преображались, подтягивались. Кстати, породистые скакуны под изящными наездницами успокаивали свой нрав и, мирно прогуливаясь, позировали фотографу. А ведь лошади тонко чувствуют человеческий страх и ведут себя агрессивно, если всадник не уверен в себе.

Амизанцкы – традиционный абхазский женский костюм для верховой езды. Видоизменяясь, сохранился вплоть до XX века. Разнообразие достигалось не столько за счет кроя, сколько за счет тканей, отделки, аксессуаров.

Амизанцкы представляет собой достаточно широкую юбку-фартук. Она красиво лежит, закрывая ноги всадницы. Хотя амазонки более позднего времени могли быть и узкими – такие образцы сохранились в Абхазском государственном музее. Если же юбка была достаточно широкая, при ходьбе даме приходилось перекидывать ее через руку. Однако амазонка – это не просто наряд для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность. Притом что прежде всего она должна была предохранять верхнее платье во время езды, по красоте и изяществу ничем ему не уступая. Например, мелкие встречные складки у пояса могли расходиться в широкий подол юбки, который затем декорировался несколькими рядами коротких воланов, образуя живописный каскад. Более поздние амазонки, переняв все модные веяния женского костюма, стали гораздо уже и короче. Очень элегантные, застегнутые на ряд мелких пуговиц спереди и отороченные снизу ахардж  – кружевом того же цвета – или мелкими застрочками.

Амизанцкы, имея одно предназначение, были одинаковы по крою и длине для представителей разных сословий, но более состоятельные дамы шили их из дорогих тканей, отделывали галуном и серебряной тесьмой ручного плетения.

– Безусловно. В описаниях практически не встречаются ярко-зеленый и ярко-синий. Цвета сложные, глубокие. Исконно красили натуральными красителями, которые находили здесь, в Абхазии. Цвет амазонки, например, всегда сдержанный, неброский, довольно темный: коричневый, охра, черный, серо-черный.

– Более того, когда-то каждая девушка сама мастерила себе наряд, и амизанцкы становились отражением ее индивидуальных вкуса и мастерства.

Почему бы сейчас не вспомнить наши традиции элегантности?! Абхазские дамы, страстные любительницы верховой езды, раз в год на специальных мероприятиях могли бы появляться на своих породистых скакунах и в традиционных костюмах, ведь это так подчеркнет их природную женственность. Думаю, это очень интересно, красиво и стильно. Во всем мире верховая езда – не только элитарный вид развлечений, но и способ сохранения изящных традиций и старины.

Художник по костюму Эльвира АРСАЛИЯ давно признана у себя на родине. В Абхазии регулярно проходят ее персональные выставки, уникальное мастерство модельера отмечено государственными премиями. Участие в Международном конкурсе национального костюма «Этно-эрато», финал которого состоялся в апреле в Москве, принесло Эльвире второе место в номинации «Лучший костюм народов Кавказа». А перед этим творения модельера полмесяца украшали Московский дом национальностей – выставка «Абхазия: прошлое и настоящее» посредством фотографий, коллекционных марок и авторского проекта Арсалия «Амизанцкы» напомнила о прекрасной природе, радушных людях и многогранной истории благословенного кавказского уголка. Модельер Эльвира Арсалия поведала «НА» о вечной красоте и источниках вдохновения.