Итальянская опера в России. Конечно, российские композиторы в Италии

Вчера в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки прошло торжественное открытие интерактивной мультимедийной выставки That’s Opera!. Выставки из этого цикла проходят в разных странах мира с 2008 года, но российский зритель смог увидеть подобное впервые. Работа над тем, чтобы провести выставку в России, велась больше года, рассказал директор музея им. М.И. Глинки Михаил Брызгалов.

Организатором проекта That’s Opera! выступает крупнейшее музыкальное издательство Италии Ricordi. В Москве выставка проводится в рамках перекрёстного года культур России и Италии при поддержке Министерства культуры России.

– Это выставка не для профессиональных музыкантов, профессиональные музыканты и так всё знают, – рассказывает Михаил Брызгалов, – она для всех тех, кому неизвестно, что такое «оперный спектакль», для тех, кто, может быть, при помощи этой выставки может впервые познакомиться с большим, всем любимым синтетическим жанром, который называется опера.

На выставке представлены фотоснимки, литографии, рисунки, фильмы, видеозаписи оперных спектаклей и многое другое. Интерактивность и мультимедийность выставки проявляется, например, в том, что в зале «Партитуры» на пюпитрах расположены поочерёдно подсвечивающиеся листы с нотами известных оперных произведений, и произведение, которое подсвечивается в данный момент, одновременно звучит над залом. А в соседнем зале находится экран, транслирующий оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй». На экране в это время можно увидеть дирижёрскую партитуру, на которой подсвечиваются исполняемые в данный момент ноты. Касаясь экрана, можно, не прерывая воспроизведение, «переключаться» между тремя исполнительницами этой оперы – Каролиной Уайет, Ренатой Тебальди и Марией Каллас.

Помимо залов, воплощающих основную идею выставки, в экспозицию в Москве вошли ещё несколько. Один из них посвящён Джованни Рикорди, создавшему издательский дом Ricordi, его семье, продолжившей его дело, а также самому издательскому дому и его деятельности. В другом зале представлены фотографии, портреты и автографы всемирно известных итальянских композиторов. А ещё один зал посвящён композиторам российским – Михаилу Глинке, давшему имя принявшему выставку музею, и Сергею Рахманинову, в год 120-летия которого выставка проходит. Оба композитора сотрудничали с издательским домом Ricordi, о чём и напоминают связанные с их творчеством уникальные экспонаты. В этом зале представлены эскизы костюмов для оперы Глинки «Жизнь за царя», вырезки из газет с крупными рецензиями на «Обручение в монастыре» Прокофьева, а также обложки итальянских изданий композиторов.

«Русская» тема на выставке представлена ещё двумя экспонатами. В зале «Костюмы» можно увидеть фотографию Фёдора Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Шарля Гуна «Фауст». А в зале «Партитуры» находится, возможно, один из наиболее интересных экспонатов выставки – письмо Михаила Глинки Джованни Рекорди, написанное, по словам куратора выставки Кики Риккью, «на изумительном итальянском языке».

Выставка продлится до 30 апреля 2012 года. Если она окажется популярно в Москве, её, возможно, увидят и в других городах России.