История в куклах

С.БУНТМАН: Ребят, доброе утро. Я думаю, кто-то еще проснулся и к нам присоединился. Мы сейчас будем говорить об истории кукол. Кстати, это все вы можете посмотреть на выставке, и нам расскажет Таисия Попова, зам. директора музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Вот давайте мы сейчас поговорим и о куклах, и об истории. О многом. И вы сможете после этого попасть на выставку. Доброе утро, Таисия, здравствуйте.

Т.ПОПОВА: Доброе утро.

С.БУНТМАН: Скажите нам, может, кто-то из ребят видел, вообще, расскажите о галерее, какие куклы она представляет, что такое. Может, кто-то и не знает.«Подруга была в музее кукол, ей больше всего понравились куклы из сказок Андерсена. Есть, да?

Т.ПОПОВА: Есть. Ну, несколько слов о нашем музее. Во-первых, его создателем и основателем была Олина Дмитриевна Вентцель, художник театра и кино. К сожалению, она шесть лет назад ушла из жизни. Но мы стали обладателями ее коллекции. И на этой базе создан музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Олина Дмитриевна Вентцель очень любила детей и свое творчество все обращала к детям, она считала, что именно через кукол ребенок может понять очень многое об этой жизни.

С.БУНТМАН: Да, она абсолютно права.

Т.ПОПОВА: И поэтому ее мечтой было создание такого большого проекта «Всемирная история в куклах». И она уже начала делать этот проект, у нее уже появилась серия кукол, которые изображали древних правителей, это были египетские фараоны, затем короли, королевы.

С.БУНТМАН: А из чего сделаны куклы?

Т.ПОПОВА: Куклы сделаны из фарфора. Вообще, это такой материал, с которым очень трудно работать. И из современных художников мало кто работает с фарфором, потому что сейчас масса современныхматериалов.

С.БУНТМАН: Да, есть такие всякие пластические материалы, которые выглядят замечательно. Но сколько же было чудесных кукол с фарфоровой головой обычно. Чудесные. Но я знаю, что в другие времена девочки так тряслись над этими куклами – не дай бог, с ними что-нибудь произойдет.

Т.ПОПОВА: Вы знаете, совершенно верно, да. Но те куклы, которые у нас в музее, коллекционные, авторские. То есть – что такое авторская кукла? Которая от начала до конца сделана одним художником. И это кукла не для игры в куклы, это кукла для созерцания, для любования, иногда их еще называют интерьерными куклами. Так что вот из таких кукол состоит наш музей. Но поскольку она затеяла такую обширную коллекцию «Всемирная история в куклах», конечно, нельзя было обойтись без отечественной истории.

С.БУНТМАН: Да. Тем более сейчас у нас юбилей. Вот скажите, пожалуйста, сразу нам, ребята, какой у нас юбилей, связанный с русскими царями, с императорами? Вот именно в этом году, который кончается, какой юбилей, быстренько скажите. А мы сейчас скажем, что мы разыгрываем.

Т.ПОПОВА: Мы сегодня будем разыгрывать приглашение на нашу выставку, которая сейчас открыта…

С.БУНТМАН: Не говорите, какая и к чему.

Т.ПОПОВА: Да, в государственном музее «Усадьба Архангельское». А кому и чему посвящена, сейчас узнаем.

С.БУНТМАН: Какой юбилей? Мы довольно много о нем говорим в разных передачах. И вот, скажем так, в начале 20-го века он отмечался очень хорошо и как живой юбилей еще бывших тогда… Я уже почти все сказал. А расскажите мне, пожалуйста, 495 363 3659, кто может приехать. До какого числа выставка?

Т.ПОПОВА: По 12 января будущего года.

С.БУНТМАН: Кто соберется. Если кто вдруг не в Москве нас слушает, но соберется в Москву, у него уже будет билет, чтобы пойти на выставку в Архангельское

Т.ПОПОВА: Сергей, я вам предлагаю более упрощенный вариант. Не нужно приезжать сюда за билетом. Человек приедет на выставку, скажет свою фамилию и скажет «Эхо Москвы».

С.БУНТМАН: Да, но мы ж предупреждаем, мы звоним, вам все сведения мы передадим. Это для тех, кто не в Москве живет. Но я к тому, что у вас уже будет билет, вы сможете поставить галочку себе, что вы пойдете на выставку обязательно. Выберете себе время, когда вы пойдете на выставку. Итак, давайте, по телефону 363 3659, 495 код, можно и смски присылать нам тоже, за смски мы тоже билетик дадим. Билет на два лица, да?

Т.ПОПОВА: Приглашение, да, на два лица.

С.БУНТМАН: +7 985 9704545. Давайте попробуем. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Меня зовут Егор, мне 11 лет.

С.БУНТМАН: Живешь ты где, в Москве?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, в Москве.

С.БУНТМАН: Ну и скажи мне, пожалуйста, какой вот такой юбилей исторический мы в этом году отмечаем?

СЛУШАТЕЛЬ: 400 лет династии Романовых.

С.БУНТМАН: Замечательно. Было несколько выставок в Москве. Была выставка портрета в Историческом музее. На мой взгляд, просто замечательная. Просто изумительная. Ты был на ней, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я ходил.

С.БУНТМАН: А что тебе больше всего понравилось?

СЛУШАТЕЛЬ: Я примерно четыре часа был на выставке. И больше того, мне понравились самые первые – про Петра Первого, про Смутное время и про… в основном это.

С.БУНТМАН: И Михаил Федорович Романов, самый первый, да, там были замечательные, очень редкие. Правда, там и о поздних были очень хорошие фотографии. Ты видел, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, и фильмы показывали.

С.БУНТМАН: Да-да. Замечательно. Хорошо. Пойдешь на выставку в Архангельское?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, пойду.

С.БУНТМАН: Мы твой телефон записали. Спасибо тебе большое. Приглашение на два лица. Кто же у нас первым ответил… Вот Наташа, 168-я смска. «400 лет Романовых». Наташа тоже у нас получает приглашение на два лица. Ну, вообще, очень много кукол делали. Вот нам напоминают, что из воска делали головы кукол. А они полностью фарфоровые, да? И голова, и тело?

Т.ПОПОВА: Наши куклы не полностью фарфоровые – только голова, руки, ноги.

С.БУНТМАН: А, кисти рук и ступни.

Т.ПОПОВА: Руки до плеча и голова вместе с декольте у дам.

С.БУНТМАН: И вот выставка, посвященная династии Романовых. И там куклы, которые изображают прямо императоров и императриц?

Т.ПОПОВА: Да, конечно. Как мы говорим, что, наверное, впервые в истории декоративно-прикладного искусства все Романовы собрались вместе. Это как раз на нашей выставке. Но там не только Романовы, там показан и более ранний период. Например, от великой княгини киевской Ольги, Владимира Красно Солнышко, который креститель Руси, там есть и Иван III, который освободил от монгольского ига Русь, и много других интересных.

С.БУНТМАН: А Иван Грозный есть у вас?

Т.ПОПОВА: Обязательно. Ведь от Ивана Грозного, от его жены, вернее, Анастасии Захарьиной, отец ее был Роман, и от ее отца пошли Романовы. И даже, естественно, есть первый Романов – Михаил Федорович, которому было всего 16 лет, когда он взошел на престол.

С.БУНТМАН: Да, и все дальше. Ой, замечательносовершенно. Это у нас такой вот Александр II, я в Сетевизор показываю, это все можно увидеть вживую. А как костюмы шили? Вот Николай Павлович. А Павел Петрович очень грустный такой.

Т.ПОПОВА: И есть от чего.

С.БУНТМАН: Да.

Т.ПОПОВА: Костюмы шьются для кукол по старинным лекалам. Наши художники-мастера очень скрупулезно к этому относятся. Ну, чаще всего используют современные ткани. Но непременно в каждом костюме должна быть использована какая-то антикварная частица. То ли это антикварное кружево, то ли антикварная пуговка. Причем костюм делается от нижнего белья на императрицах – вот панталончики все в кружевах и стразах…

С.БУНТМАН: То есть это полный костюм?

Т.ПОПОВА: Да, кончая чулочками, башмачками. Вот такая фантазия художника на тему.

С.БУНТМАН: Ой, какой убор у Владимира Святославовича замечательный. И это все вышивают чем – бисером или жемчугом?

Т.ПОПОВА: Вы знаете, это все ручная работа, вышивка бисером и жемчугом и стразами и всякими каменьями. Вот, например, на костюм Ивана Грозного и жены его Анастасии ушло около двух килограммов этих украшений.

С.БУНТМАН: Ого.

Т.ПОПОВА: Да-да. А, например, на платье императрицы Елизаветы Петровны было израсходовано 9 метров голубого атласа вместе с кружевом и с остальными материалами, которые нужны для создания этого костюма.

С.БУНТМАН: Вот посмотрите. Здесь нам задают вопросы. А у вас куклы только царей, королей и фараонов? Ведь нет же? Не только.

Т.ПОПОВА: Нет, вообще у нас в коллекции есть и сказочные персонажи, среди которых и персонажи сказок Андерсена и других писателей. Но именно эта выставка посвящена сугубо русским монархам.

С.БУНТМАН: Ну да, я смотрю сейчас на картинки, и здесь люди, которые были близки к трону и важны для этой жизни. Вот, например, Григорий Александрович здесь замечательный, светлейший князь. А вы мне скажете, как его фамилия? Во времена Екатерины II. Замечательный был деятель. Как-то о нем раньше говорили иногда плохо, это был один из самых замечательных людей, которые жили у нас в стране. Ребята, назовите Григория Александровича фамилию, пожалуйста, +7 985 9704545 или 363 3659 – это телефон прямого эфира, 495 – наш код московский. Пожалуйста, жду ваших звонков. Я напоминаю, что мы разыгрываем сегодня билеты. Если же вы не имеете вообще никакой возможности пойти на выставку, то, например, за смску какую-нибудь я дам и книжку. Книжку тоже можете попросить. Книжки, которые есть у меня еще с «Детской площадки», остались чудесные книги. Итак, Григория Александровича фамилию назовите мне, пожалуйста. Алло, доброе утро.

Т.ПОПОВА: Тут трудный вопрос, наверное.

С.БУНТМАН: Да не трудный вопрос!

Т.ПОПОВА: Ближайший друг Екатерины II.

С.БУНТМАН: Ну, друзей там было достаточно много.

Т.ПОПОВА: Фаворит, да.

С.БУНТМАН: Все мы сейчас расскажем. Григорий Александрович. Был Григорий Григорьевич, были разные люди. Алло, доброе утро. Что-то я не слышу. Не включается телефон. Ну-ка. Никого.

Т.ПОПОВА: Может быть, пока о Екатерине II поговорим?

С.БУНТМАН: Обязательно поговорим. Но я тогда скажу, кто по смскам у меня выиграл. Настя «Это Потемкин». Но Настя не может пойти на выставку и просит книгу Зощенко, которая у меня есть. Вот я сказал, Давид ответил – Орлов. А Орлов – Григорий Григорьевич. И, я бы сказал, человектоже славный достаточно, он много чего сделал. Но вот Потемкин, конечно, может, по делам своим такой огромный. Как и ростом большой был. Хорошо. Потом запишем. Ладно. Я надеюсь, что телефон у нас исправится. Екатерина II. Но здесь вопрос сразу – а какого размера куклы?

Т.ПОПОВА: Куклы размером от 80 до 1,5 метров. До человеческого роста. Но ростовых кукол у нас мало – всего 3-4 куклы, вместе с этими куклами есть, например, Александр Сергеевич Пушкин в натуральный свой человеческий рост.

С.БУНТМАН: Не очень большой.

Т.ПОПОВА: Не очень большой, да, но какой он был на самом деле. А Екатерина II – кукла ростом в метр. У нее самое дорогое платье, костюм. Это платье из золотой парчи, накидка с натуральным мехом. Ну, естественно, все буквально до крошечного перстня на пальчике с бриллиантиком (но бриллиантик, конечно, это фианит) все очень красиво.

С.БУНТМАН: Здорово. Кто же у нас еще тут написал и вопрос хороший задал. Кто-то был уже на выставке. «В пятницу была на этой выставке. Совершенно чудные куклы. Никогда особо не любила их, но эти просто замечательные. Всем советую. Вот только с портретнымсходством там не очень». А почему с портретным сходством? Ну, они кукольные, они похожи вполне.

Т.ПОПОВА: Они вполне похожи. В каталоге мы же специально даем портрет нашей куклы и портрет персонажа, которого она изображает. По-моему, вот Александр II весьма похож.

С.БУНТМАН: Да. Но вы понимаете, что это надо выбрать образ еще. Потому что когда я говорил, что грустный Павел Петрович, мне такой Павел Петрович, честно говоря, очень нравится. Потому что он здесь такой, он даже на парадных портретах немножко задорный и задиристый, с вздернутым еще больше своим курносым носом. А здесь он такой, немного грустный.

Т.ПОПОВА: Как будто чувствует свою судьбу. Алексей Михайлович, его прозвали «тишайший», но на самом деле, он обладал достаточно вольным характером, он мог своих подданных выдрать за бороду, окунуть в пруд. Кстати говоря, проживал он здесь неподалеку, в Коломенском. Петр I и его сын свое детство отметил.

С.БУНТМАН: Петр у вас большая кукла?

Т.ПОПОВА: 80 см.

С.БУНТМАН: То есть вот такая вот кукла. Екатерина I вот. О, есть еще главный соперник Петра. На смски мне покапишите, кто был главным противником Петра? Вот король какой страны?

Т.ПОПОВА: С которым он воевал.

С.БУНТМАН: С которым он воевал больше всего и в конце концов победил. Пожалуйста. Но здесь на +7 985 9704545. Я вас очень прошу, напишите мне. А здесь вопрос мне задают – а есть ли у вас куклы самозванцев, например, княжны Таракановой?

Т.ПОПОВА: Нет, такой куклы у нас нет, но зато у нас есть Малюта Скуратов, сподвижник Ивана Грозного. У нас есть Григорий Распутин, личность тоже весьма неприятная и загадочная.

С.БУНТМАН: А во что он одет, Распутин? В свою рубаху…

Т.ПОПОВА: Ну, что-то такое, да, простое какое-то одеяние

С.БУНТМАН: Почти что крестьянский армяк должен быть у него. Свет, у меня что-то с телефоном. Я включаю и их почему-то не слышу. Вот смотрите, мне кажется, не стоит сравнивать, это совершенно другая история – есть музеи восковых фигур, а это музей кукол. И кукол исторических лиц. И это совершенно другое.

Т.ПОПОВА: Да, знаете, один художник, Олина Дмитриевна Вентцель, основатель, собственно, это коллекции, этого музея, она очень обижалась, когда ее кукол сравнивали с куклами из музея восковых фигур. И в самом деле, они несут в себе душу мастера и то, как мастер воспринимал того персонажа, которого он творил. Там есть частица личного отношения художника к этому персонажу.

С.БУНТМАН: Да, то есть это действительно автор делает этих кукол. Но вот смотрите, когда кукла сшита уменьшенная, самые настоящие платья, кафтаны, камзолы, любые царские одежды, посмотрите, как это сделано в миниатюре. Ведь и мальчики, и девочки занимаются разными вещами, от бумажных до настоящих, объемных кукол – мы их одеваем в разные костюмы, мы им пытаемся шить. Я помню, страшная была задача – знаете, какая? Сделать доспехи плюшевому медвежонку. Потому что у него фигура уж очень интересная. Но это была серьезная задача. Получился у него и панцирь, и все. Но только у него особый, примерно королю Ричарду III так же трудно было делать, потому что у него тоже, как у мишки, был горб небольшой. Сейчас мы с вами прервемся, а потом продолжим.

С.БУНТМАН: Мы с вами после многочисленных объявлений разных других передач возвращаемся в передачу нашу. Надеюсь, телефон будет сейчас работать? Да-да, хорошо. И мы говорим с Таисией Поповой о галерее кукол. Говорим о выставке в Архангельском. Почему именно в Архангельском она открылась? Замечательное место.

Т.ПОПОВА: Во-первых, мы с этим музеем давно дружим, и это уже третья по счету выставка, которую мы там открываем.

С.БУНТМАН: А какие были еще?

Т.ПОПОВА: «Маскарад в Архангельском», которая была посвящена тем…

Источник: