История советских праздников оживает на выставке «Красный день календаря»

Флаг – обязательный атрибут любого торжества в любой стране. В СССР его цвет определял и названия главных государственных праздников. «Красный день календаря» — так называется новая экспозиция, посвященная истории советских праздников. На выставке представлены транспаранты, плакаты, предметы прикладного искусства – своеобразные образцы рекламы того времени. Затейливости некоторых позавидовали бы и современные профессионалы. Но со временем эти работы превратились еще и в красноречивые свидетельства эпохи. Рассказывают «Новости культуры». 

1920-й год. На ступенях при входе в Большой театр аншлаг – сотни глаз следят за подтянутыми спортсменами – живыми воплощениями образов идеальных советских людей. Cрежиссированные парады физкультурников — одна из составляющих главных демонстраций трудящихся — 1 мая и 7 ноября. Само шествие снято или нарисовано c верхних точек – массовость происходящего, как на ладони. А на расписной шкатулке, посвященной свадьбе Валентины Терешковой, – напротив, все детализировано.

«Вот тут под пальмами ее встречает африканское население, как люди встречают ее около памятника погибших солдатам или просто народные гуляния, связанные с ней. Интересно именно то, что события из частной личной жизни Валентины Терешковой становятся как бы народным праздником, приобретают сказочную и одновременно публичную форму», — рассказывает начальник отдела выставочных проектов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Виктория Зубравская.

В то время, как одни праздники культивировались, другие переставали быть поводами для отдыха. Поэтому, например, в рождественские дни строителей социализма призывали назло «пережиткам прошлого» строить коммунистический рай на земле. Обращение к комсомольцам, которых автор называет «безбожниками», выполнено, как агитка.

«Чрезвычайно яркий образ, как херувимы и серафимы с попами – всегда очень смешными и карикатурными — вылетают с паром заводских машин», — говорит главный специалист выставочного отдела Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ирина Заведеева.

Как ни парадоксально, пренебрегая христианскими ценностями, советские пропагандисты в чем-то на них же и опирались, создавая очередной транспарант. Так, в центре одной из картин рабочий вагонных мастерских — Петр Слободчиков – напоминает библейского пророка. Именно его озарила мысль праздновать День индустриализации — с удвоенными темпами трудиться в цехах фабрик и заводов.

«Революционная борьба и труд – вот основные движущие силы. Они солидаризировали всю нацию, воодушевляли против врага. Таким образом, служа единению общества, и праздники были такими каналами, через которые эта идеология проводилась», — объясняет Ирина Заведеева.

После войны самым важным праздником стал День Победы. И тогда на смену художникам-соцреалистам и их работам с приукрашенной действительностью пришли и искренние сюжеты, повествующие о маленьких семейных праздниках, в которых по-детски эмоционально и звонко передается ощущение настоящего торжества.

Источник: