Искусство от «Рено»

В ноябре в московском «Новом Манеже» пройдет масштабная выставка искусства ХХ века из корпоративной коллекции компании Renault. Называется она «Встреча двух миров». В преддверии этой гастроли французские автомобилестроители открыли двери своих художественных запасников в Париже и поделились секретами будущей экспозиции. Но не всеми.

В мире немало крупных корпораций и банков, формирующих при себе коллекции произведений искусства. В России эта форма собирательства тоже существует, но нельзя сказать, что процветает. Серьезный моральный урон ее адепты понесли в результате кризиса 1998 года, когда вдруг выяснилось: «вечные ценности» не являются столь уж надежным вложением капитала, как многим казалось. С тех пор наши предприниматели осторожничают.

Что ж, от потрясений в экономике не застрахован никто. Из этого вовсе не следует, что корпоративная арт-коллекция неизбежно является «самым слабым звеном» в структуре бизнеса. Просто не стоит такую коллекцию рассматривать в качестве кубышки, из которой в случае чего можно вытрясти денег на черный день. Все устроено несколько сложнее. В этом отношении весьма занимателен опыт французского концерна «Рено», где тоже бывали периоды разочарования, приходившие на смену собирательскому азарту. В этой компании с самого начала (если точнее — с 1967 года, когда приобретались первые произведения искусства) ставка была сделана на молодых художников. Не обязательно французских, кстати.

Еще не раскрученные авторы получали возможность за счет заведения создавать те опусы, которые при другом раскладе вряд ли появились бы на свет. Например, знаменитый впоследствии Арман (это творческий псевдоним художника Армана Пьера Фернандеса) благодаря такого рода сотрудничеству произвел десятки композиций из тормозных дисков, автомобильных фар, деталей двигателя и т.п. Стиль назывался «новым реализмом», он отчасти развивал поп-арт, отчасти ему оппонировал.

Но так вышло, что собранная коллекция на долгие годы превратилась в никому не нужный балласт. Новое руководство фирмы в испуге перед очередным кризисом отказалось от продолжения сотрудничества с художниками, а прежние фонды задвинуло в дальний угол. И лишь в начале 1990-х про коллекцию вспомнили снова. Полежав долгое время без движения, она набрала и в художественной, и в экономической ценности. Игнорировать ее и дальше было бы странно. Но и продавать неразумно — все-таки предмет корпоративной гордости, как удалось осознать. По словам нынешнего куратора собрания Анн Индри, в ее задачу теперь входит устройство гастрольных выставок по миру. А еще руководство подумывает о том, чтобы вернуться к изначальной практике и снова взять на попечение интересных молодых художников…

В рамках перекрестного Года России и Франции коллекция «Рено» появится и в Москве. В залах «Нового Манежа» будут показаны 130 экспонатов. Выставка получила название «Встреча двух миров» — подразумевается вовсе не встреча Востока и Запада, а альянс между искусством и бизнесом. В экспозицию включены работы Хесуса Рафаэля Сото, Жана Тэнгели, Виктора Вазарели, Жана Дюбюффе, опусы Эрро, Такиса, Жана Деготте, а также снимки великого французского фотографа Робера Дуано, чье имя в этом списке стоит несколько особняком. Устроители обещают необычную планировку экспозиции, но подробностей пока не раскрывают. «Встреча двух миров» рассчитана на самую широкую публику, но в глубине души Анн Индри лелеет надежду, что этот показ сможет дать дополнительный импульс к развитию коллекционирования в России.