Искусство как инструмент международного общения

В начале трудных 90-х годов, когда Армения фактически находилась в блокаде, и, казалось, она вот-вот погибнет в лютые зимние холода без горючего, электричества и хлеба, наверное, единственным общедоступным помещением в Ереване, которое обогревалось и освещалось, была филармония. И в том была какая-то библейская символика, что в это величественное, словно античный храм, сооружение, созданное выдающимся зодчим Александром Таманяном, на симфонические концерты стекался люд со всего оледеневшего, покрытого мраком и снегом города. Стекался в заполненный до предела зал, чтобы, вдохновившись, вернуться в свои холодные дома преисполненным силы и веры в свою победу.

Я вспоминал об этом, когда в Национальный театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко тянулись вереницы киевских армян.

В прошлый субботний вечер в помещении Национального театра оперы и балета имени Т. Шевченко состоялся гала-концерт армянских мастеров. Приходили, чтобы, как говорят в Армении: «карот арнел», то есть утолить тоску по родному. Я не переставал поневоле ловить себя на мысли, что не только местным армянам, но и многим в Киеве было бы интересно познакомиться с искусством современной Армении. Да и программа достаточно разнообразна — концертные выступления, лучшие фильмы, художественная выставка, известные мастера пера. Но, как ни досадно, похоже на то, что организаторы Дней культуры Армении в Украине — это Министерство культуры Украины и Государственное агентство промоции культуры Украины (оказывается, есть и такое) — не позаботились достаточно о надлежащей огласке, поэтому и получилось, что мероприятие, которое должно было бы иметь значительно более широкую аудиторию, фактически свелось едва ли не к рамкам армянской общины. И это тем более досадно, что художественный опыт Армении — страны с давними культурными традициями, мог бы быть для нас — украинцев — не только интересным, но и во многом поучительным.

Взять хотя бы кино, которое достаточно полно было представлено в рамках Дней, где рядом с такой классикой, как «Цвет граната» С. Параджанова или «Мы и наши горы» Г. Маляна, демонстрировались и ленты современных режиссеров В. Чалдраняна, А. Мкртчяна, В. Геворкян ца, А. Хачатряна, А. Чилингаряна, О. Галстяна, А. Ордяна, А. Ронова. Как по мне, то даже самый прихотливый украинский киноман мог бы многое открыть для себя. В частности, что в небольшой Армении снимается талантливое кино, которое по-своему пытается осмыслить окружающий мир, часто жестокий и противоречивый в своем человеческом измерении. А если учесть, что к знакомым нам проблемам разгула дикого капитализма, затрагиваемым армянскими режиссерами (фильм «Господи, помилуй!» В. Чалдраняна), присоединяется тревожный отзвук Карабахской войны («Рассвет грустной улицы» А. Мкртчяна, «Граница» А. Хачатряна), то можно уверенно говорить о серьезной нацеленности армянского кинематографа на самые болевые точки современной армянской жизни.

Как человеку, знакомому с реалиями сегодняшней Армении, мне особенно импонирует также профессиональное мужество В. Чалдраняна в его стремлении снимать «честное» кино. Ведь можно только представить, какие финансовые или организационные трудности придется преодолевать режиссеру в наше время сплошной коммерциализации. (В разговоре со мной он сознался, что вынужден был даже продать квартиру, чтобы завершить работу над одним из своих фильмов.). И при этом не соблазниться на съемки многочисленных телесериалов, которыми не перестают обольщать талантливого режиссера владельцы телеканалов, обещая щедрые гонорары. Не говоря уже о постоянных упреках в очернении армянской действительности, советах обращаться к нераздражающим темам, которые раздаются в его адрес.

В целом, ощущение своей значимости для культуры своего народа, своей особенной миссии в державо- и культуротворческом процессе характерно для большинства армянских кинохудожников. Достаточно только вспомнить, с каким энтузиазмом киношная общественность и власть Армении относится к проведению кинофестиваля «Золотой абрикос», который ежегодно проходить в Ереване и собирает достаточно разнообразную кинотусовку из многих стран.

В отличие от кинохудожников, армянским писателям повезло немного больше. В Национальном союзе писателей Украины, по словам известного прозаика Василия Шкляра, о приезде знали за день или два, поэтому успели подготовиться к разговору, да еще и набросать проект совместного меморандума о сотрудничестве. Поэтому и встреча получилась обоюдно полезной. Речь шла, преимущественно, о современных тенденциях в развитии наших литератур, издании книг, их тиражах, положении армянского и украинского языков. Хозяев, в частности, заинтересовала практика государственной поддержки книгоиздания в Армении, когда, по словам прозаика и драматурга Давида Мурадяна, почти 60% изданных армянскими литераторами книг финансируется из специального государственного фонда. Что же касается армянского языка, то при правительстве действует специальная структура, призванная заботиться о его развитии, чистоте и защите («армяне, как нация, и так много потеряли, чтобы потерять еще и язык»). В Армении даже есть закон, согласно которому армянские дети обязаны посещать именно армянские школы, хотя в стране функционируют и русскоязычные учебные заведения.

Бесспорным украшением Дней культуры Армении в Украине стала выставка работ выдающегося армянского художника Вардгеса Суренянца, которая развернулась в Национальном музее литературы. Это одна из тех мощных рек, что питала и до сих пор питает современную армянскую живопись, в которой традиция переплелась с новейшими художественными поисками. От его картин веет волнующим духом той переломной эпохи, когда волна обновления возмущала художественный мир, когда зарождались и утверждались новые стили, а с пьедесталов сбрасывались кумиры. А в том, что это так, убедиться может каждый, кто посетит эту замечательную выставку, которая пробудет в Киеве до 13 июля. Очень советую.