Ирисы для Лины Костенко

За 20 лет селекции в коллекции цветовода Игоря Хороша собралось более 70 сортов ирисов. Но наибольшее значение и он, и ценители творчества Лины Костенко предоставляют тем сортам цветов, которые посвящены поэтессе. Как писал «День» раньше, летом прошлого года Игорь Хорош представил на тернопольской выставке ирисов сорт «ЛИНА КОСТЕНКО». Впоследствии эту серию пополнили ирисы «СНЕГ ВО ФЛОРЕНЦИИ». Недавно цветовод вывел еще один сорт — «ГИАЦИНТОВОЕ СОЛНЦЕ», посвященный одной из последних книг поэтессы, которую она презентовала публике после многолетнего молчания. В канун дня рождения Лины Костенко, которое она будет праздновать в субботу, 19 марта, «День» пообщался с селекционером.

— Я попробую поздравить Лину Костенко по телефону, но если не удастся, то хочется пожелать ей большого-большого здоровья, чтобы она осуществила абсолютно все задуманное, чтобы ее произведения сеяли добро для людей, и оно прорастало. Знаю, что она будет занята в этот день. Я очень хорошо помню ее стихотворение по поводу разговорчивого гостя, поэтому очень берегу ее время, пытаюсь не мешать ей работать. Лина Васильевна —человек разносторонний. Когда нам выпадает случай пообщаться, то мы разговариваем на разные темы. А знакомы мы с ней около года. По сути, познакомил нас тот сорт ирисов, который я посвятил ей к юбилею. Здесь я соединил несколько сортов, один цветок был кофейно-бежевых тонов, а другой — темно-фиолетовый. В итоге получился цветок, у которого верх белый, а низ — золотисто-желтый. Селекция — это очень интересно, потому что иногда не можешь предусмотреть, какие получатся сеянцы.

— За произведениями Лины Костенко я слежу с детства. У кого-то — тяга к Франко, Лесе Украинке, Шевченко, а у меня — к Лине Костенко. Возможно, потому что мы с ней в один день родились. Ее стихотворения чрезвычайно правдивые, имеют воспитательный момент, абсолютно все совершенны. И хотелось именно такой поэзии, хотя она была даже запрещенной.

— Интуитивно я действительно ожидал, когда она появится на людях, и как раз это совпало с презентацией первого сорта цветов, посвященного лично ей. Лина Васильевна — человек с большой буквы. Думаю, что цветок должен быть чистым, так же, как и люди, которым он посвящается. Потому что цветы называются разными именами. Я имею 75 сортов, зарегистрированных в Международном ирисовом обществе. Ежегодно вывожу по семь новых сортов, и все со своими названиями. И есть только несколько именных: «НАЗАРИЙ ЯРЕМЧУК»; «МИРОСЛАВА» посвящен моей маме; именной сорт «ГАЛИНА КОРНИЕНКО» посвящен преподавателю флористики. Еще есть «БАРБАРА БРЫЛЬСКА», мы с ней тоже знакомы. И один сорт посвящен певице Анне Герман, на песнях которой я воспитывался. В прошлом году я чрезвычайно радовался, когда Лина Васильевна снова появилась среди людей. Я еще раз убедился в ее таланте, человечности и добре, которые она несет.

— Лина Васильевна написала «Сніг у Флоренції» под впечатлением флорентийских событий, в честь мастера Джована Франческо Рустичи, творчество которого связано с Леонардо да Винчи. Я читал «Сніг у Флоренції» два раза, точно так, как и сейчас дважды перечитал «Записки українського самашедшого». Думаю, через месяц-два опять вернусь к этому произведению. Потому что это очень сильные книги. Собственно, под этим впечатлением вывел этот сорт. На первый взгляд, он немного похож на новинку «ГЕАЦИНТОВОЕ СОЛНЦЕ», но у первого верх белоснежный, низ — фиолетово-лиловый, а у второго — верх сиреневый, а низ — темно-лиловый. Вообще процесс выведения одного сорта занимает семь-восемь лет. Именно столько времени проходит с того момента, когда собрал семена и запылил его, до времени, когда зарегистрирую сорт.

— То, что ваши цветы посвящаются такой личности, как Лина Костенко, придает им незаурядное значение. Как реагируют на это ваши коллеги или те, кто интересуется цветочными новинками?

— Я не гонюсь за каким-то спросом на мои цветы, мне не нужно тщеславие. Мне просто хочется сделать приятное человеку, и чтобы цветок носил достойное имя. И чтобы человек знал, кому он посвящается. Своими цветами хочется сделать людей лучше, чтобы они отвлеклись от житейских проблем, вспомнили, что есть в мире что-то прекрасное.