Интервью с фотожурналистом и мультимедиа-редактором «Русского репортера» Артемом Черновым

– Репортажная фотография чувствует себя двояко. Профессиональная по-прежнему в диком кризисе, он только углубляется и, видимо, приведёт к её не то чтобы смерти, но к уходу той тусовки, которая в этой области работала. С другой стороны, огромное количество молодых людей снимает репортажи. Кто-то из них называется фотоблогерами, кто-то и более серьёзно действует, но эти молодые люди – это прекрасная новая, немного варварская волна, которая со старой почти не пересекается. С ними легко, интересно, весело, но они производят впечатление людей, которые делают серьёзные вещи, пусть и неловко иногда.

– Лучше всего их самих об этом спросить. Я думаю, что позиция агентского фотографа – это единственная позиция, которая, как встарь, обеспечивает журналисту более или менее интересную жизнь за счёт работодателя. Но количество мест в агентствах для фотожурналистов очень ограничено. Думаю, в России даже не двумя десятками, а меньше. То есть это всего лишь полтора десятка счастливцев на страну. Ну не то чтобы баловней судьбы, а людей, которые добились этой позиции, выросли профессионально и получили возможность здесь работать. Жизнь у них отнюдь не лёгкая, но это всё, что осталось от прежней фотожурналистики девяностых годов, потому что раньше в этом же режиме работали фотожурналисты газет, журналов, их было много.

– Эти юные, с которыми интересно – они приходят к тебе учиться на курсы композиции для фотоблогеров?

Если она дальше будет работать с той же остротой, её ждёт хорошее будущее. Профессиональное, оплаченное будущее. Но не будущее человека, который на постоянной ставке работает. Это принципиальная разница. С тёплыми местами при газете пришло время проститься. Их просто нет. Всё. Человек, который работает при издании, выполняет механическую работу, как правило. Есть, наверное, исключения. Но, как правило, это механическая работа, сродни работе шофёра. Вызвали, послали, поехал, снял, вернулся, сдал редактору, забыл. Время такого подхода к работе безнадёжно прошло для людей, которые всерьёз занимаются фотожурналистикой. Интересные темы можно искать только самому. Тебе их никто не предложит. Никакой добрый начитанный дядя. Ты их сам нашёл, сам поехал, сам отснял. Более того, сам нашёл рынки, издания, ресурсы, где их можно представить, где найдутся люди, которые их купят, – и это всё сам. Люди, которые всю эту цепочку способны сами проходить, – они добиваются успеха. Знание английского языка в этой цепочке обязательно. В России, к сожалению, рынка пока нет, хотя можно сказать, что потихонечку он складывается.

Причём уже много лет это происходит, прежде всего в области фоторепортажа. Этот процесс, если оседлать по-деловому, вполне прибыльный. Но люди просто не въезжают в это. Те, у кого баулы с деньгами. Чья это проблема? Наверное, их. Прежде всего их страхов, их узкого кругозора. Не наша. Мы вот как бы дело свое делаем, а они пусть догоняют. Но эта ситуация, мне кажется, всё-таки медленно меняется, и деньги за репортаж в сети платить будут. Никуда не денутся. У меня маленький бюджет, но мне говорили старшие коллеги в других изданиях, что тоже с такого начинали. Сейчас у них другой бюджет – вырос уже, совсем другой. И некоторые даже сохраняют определенную свободу.

– Когда падает самолёт, ты выполняешь свою работу – вешаешь снимки оттуда и это наверняка поднимает посещаемость. Как потом, не тяжело?

– За 10 лет – да. Это произошло, когда в каждом телефоне появилась камера, появилась блогосфера, чтобы всем этим обмениваться, социальные сети, в которых можно тут же показать – зацените, что я снял. Новая коммуникация – через картинки. Это новый язык общения. Человек может не уметь писать подробные красивые тексты, но может повесить в свой блог картинку, и всем всё сразу ясно. Люди, которые смотрят его блог, испытывают те же чувства, что и он сам. Это работает и будет, наверное, захватывать аудиторию ещё больше. Все обмениваются изображениями: это язык общения. Раньше этого не было.

Чудесное интервью, Артем не изменился. Отличный фотограф, он был и замечательным оператором — вместе с ним снимали 3 игровые короткометражки.

Ну а по делу — все так и есть: если хочешь разрабатывать интересные темы, бывать в интересных местах — будь любезен, озадачься этим сам. Или же другие будут разрабатывать…