Интервью о продолжении программы «Garage Screen»

— Но вы не ограничились художниками, отсчитывая историю от Уильяма Берроуза, Джека Керуака, Аллена Гинзберга. Был какой-то критерий отбора фильмов кроме того, что все они рассказывают о деятелях нью-йоркского Даунтауна разных лет?

— ОБ: Может быть, сделаем потом отдельную программу про нью-йоркский кинематографический андерграунд.

— АМ: Для нью-йоркской выставки особенно важно было показать тех, с кем герои нынешнего Нью-Йорка вступают в диалог. Так, чтобы получился хронологически выстроенный рассказ с деталями, которые связывают фигуры и явления. В голове Берроуз может существовать отдельно, Уорхол может существовать отдельно, и понятно, что они как-то взаимосвязаны, но потом ты видишь, как они сидят вместе и обсуждают, у кого когда был первый секс, и одно с другим наглядно сходится.

— ОБ: Посмотрев подобный ряд документальных фильмов, видишь, как их герои переплетаются. В фильме об Уорхоле вы увидите Уильяма Берроуза, в фильме о Берроузе — Уорхола. То же самое с фильмами о Жане-Мишеле Баскиа, о Ките Хэринге. И еще Джон Уотерс везде. Одно дело читать книги Берроуза, и совсем другое — увидеть интервью с его большой любовью. Это позволяет увидеть человека по-новому.

— ОБ: Да, все программы планируются в контексте выставок. На выставке зритель видит готовый результат работы художника, а в документальном фильме за полтора часа — его жизненный путь, какие-то, быть может, очень личные подробности. Все это дает возможность составить более полноценную картину о том, что это был за человек, что им движет, что он преследовал в своих работах, чем жил, чем дышал.

— ОБ: Мы рассматриваем кино как медиум, как средство выражения. Будь это документальное кино или, например, видеоарт — жанр и формат могут меняться в зависимости от темы. В программе про Нью-Йорк было важно, чтобы произведение позволяло рассказать некую жизненную историю, создавало своего рода портрет личности на фоне времени, поэтому мы остановились на документальных фильмах. Из этого не следует, что мы всегда будем показывать только подобные ленты. Хотя, не скрою, документалистика меня интересует — кажется, что в Москве есть к ней интерес, но нет удовлетворяющего его предложения. Знаю, что проводятся фестивали, но не знаю, есть ли кинотеатры, которые показывали бы документальное кино. Так что очень интересна предстоящая реакция публики.

— Плюс документальное кино в каком-то смысле наиболее удобный жанр с точки зрения просвещенческой миссии?

— ОБ: Этот фильм три дня снимали в Чайна-тауне: приходили разные артисты, возникали спонтанные разговоры об искусстве, об обществе. Так что нью-йоркская тема еще раз получит развитие в наших программах.