Интересные выставки — Форумы inFrance — Франция по-русски

В галерее искусств KGallery открылась выставка с одноименным названием, на которой представлены произведения из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Выставка была презентована журналистам во вполне интеллигентном стиле – без излишней помпы, брызгов шампанского и традиционного разрезания ленточки тупыми ножницами. Как говорится, хороший вкус не спрячешь.

Саму идею такой выставки ее создатели назвали вызовом. Этот вызов они кинули сами себе. Ведь большинство работ Бориса Григорьева находятся в Европе и США (в 1919 художник навсегда покинул Родину); в России их – считанные десятки да и те, в основном, в частных коллекциях.

Частные коллекционеры обычно очень неохотно раскрывают свои «запасники» для организаторов музейных выставок. «Зачастую своим коллегам они доверяют больше, чем музеям», – отмечают сотрудники KGallery. «И вот удача! – восторженно пишет портал «Культура», сопровождая свою реплику восклицательным знаком. – KGallery развертывает в своем помещении на набережной Фонтанки выставку работ Бориса Григорьева из частных собраний». Восторг «Культуры» требует немедленного пояснения: картины этого художника в России почти не выставлялиссь в открытых показах, и в среде частных галеристов почитается за невероятный фарт выставить сразу 50 работ Григорьева.

Сегодня имя Бориса Григорьева по праву входит в контекст русского «серебряного века» как одно из примечательных и оригинальных. Однако в постреволюционной России на художника был приклеен ярлык певца упадочных настроений, эротики, мистицизма и культа опоэтизированного мещанства. Вплоть до 80-х годов в официальных кругах к творчеству художника относились с изрядной долей сомнения, его работы редко покидали запасники музеев.

Несмотря на то, что персональные выставки Григорьева проходили в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Копенгагене, Венеции и Праге, в России такая выставка состоялась лишь однажды – в Пскове в конце 80-х. После 2000 года работы Григорьева стали появляться на западных аукционах и от раза к разу – невероятно расти в цене. На английском Sothbey’s в 2003 году его «Пейзаж с подсолнухами» был оценен в 65 тысяч фунтов стерлингов, а «Матросы в кафе» в 2005 году – 1,6 миллиона долларов. На одном из последних аукционов картина художника ушла за 2 миллиона.

Борис Григорьев работал в нескольких направлениях. Во Франции он считался модным портретистом и пользовался успехом в художественных кругах. Актеры МХАТа во время парижских гастролей сразу после спектаклей, за сценой, позировали ему в костюмах и гриме. Максим Горький пригласил художника в Италию писать собственный портрет и был приятно удивлен, узнав, что фоном для изображения станут маски героев его произведений. Однако в разговорах с художником Горький старался избегать темы возвращения на Родину – Григорьев просил писателя оказать ему в этом содействие, но Горький вежливо отмалчивался. Так или иначе, это спасло Григорьева от сталинских лагерей (жизни многих «возвращенцев» заканчивались именно там).

Теперь, в 2006 году, усилиями сотрудников KGallery, петербургский зритель может ознакомиться с наиболее полной российской экспозицией картин художника. Причем, как отмечают создатели выставки, предложения от коллекционеров продолжают поступать – они считают хорошим тоном предоставить имеющиеся у них работы художника для этой выставки.

В рамках выставки картины Григорьева как бы обрамлены работами его современников. Создатели считают, что такой изобразительный ряд способен передать атмосферу творчества одного из выдающихся мастеров того периода и резюмируют: «Современники Григорьева создали удивительный пласт культуры, который непревзойден до настоящего времени».

Читайте материал в газете «Ваш тайный советник» за 11.12.06

Источник: