Интересная выставка в Москве

Веселая экспозиция в Фотоцентре на Гоголевском – два автора, Петр и Игорь Носовы, с работами юмористического характера.

Руку к этому не самому известному жанру прикладывали в конце XIX – начале ХХ века авторы весьма известные, представители практически всех течений. В результате – очень любопытно.

Музей Академии художеств в очередной раз привез из Санкт-Петербурга кое-что из своих фондов. Размещено в галерее Церетели (Пречистенка, 19). Среди прочего – два полотна Луки Джордано, выпускная работа Василия Поленова («Воскрешение дочери Иаира»), всевозможные учебные работы и копии, а также ряд работ разных авторов скорее академичного свойства.

Сходил сегодня. Уистлер, особенно живопись, и впрямь очень хорош. Наши тоже ничего себе: Репин, Серов, Коровин, Левитан…Если сравнить живопись второй половины XIX и начала XX с тем, что имело и имеет место век спустя, впору задуматься о значениях слова «прогресс».

Работы этого автора стопроцентно известны всем – даже если на имя многие обращают внимание в первый раз. Русаков – художник-постановщик трех с лишним десятков мультфильмов, и среди прочего – автор волка и зайца в «Ну, погоди».

И этот, и другие мультфильмы в экспозиции представлены – и в виде эскизов, и в виде очень любопытных так называемых «раскадровок». В одном из залов показывают и сами мультфильмы – сиди сколько хочешь и смотри.

Но этим кураторы выставки не ограничились. Представлены и работы, с анимацией никаким образом не связанные. Тут и фронтовые зарисовки, и очаровательная, почти брейгелевская серия «Жильцы коммунальной квартиры», и пейзажи, и графика на мифологические и библейские темы.

Экспозиция одной картины в ГМИИ им. Пушкина. В зале № 11 (фламандском) временно поселился еще один Рубенс.

Картина довольно внушительных размеров – соответственно, исполненная скорее помощниками Рубенса при его руководстве и с его корректурами, — была когда-то (во второй половине 18-го века) приобретена Фридрихом Великим и находилась во дворце Сан-Суси в Потсдаме. Находилась до 40-х годов ХХ столетия. Детали неизвестны, однако в конце концов картина – в сложенном виде – была вывезена в СССР неким офицером в качестве личного трофея (по утверждениям потомков, картину тот обнаружил вовсе не в музее, а на вилле любовницы Геббельса). Впоследствии продана и перепродана – а не так давно приобретена коллекционером, желающим остаться неизвестным (чего ему, естественно, ввиду скандала не удалось – а кроме того, благодаря приобретению владелец, Владимир Логвиненко, угодил в рейтинг российских рублевых миллиардеров). Возникли, разумеется, претензии со стороны Германии. Вывезенное частными лицами по идее российским законом о реституции не охраняется – однако история утонула в юридических спорах и добиться возвращения немцам пока не удалось. Не помогло вроде бы даже имевшее место личное обращение тогдашнего канцлера Шрёдера к Путину. Обвинение коллекционера в скупке краденого не прошло – он сумел доказать, что является добросовестным приобретателем. Сейчас картина выставляется от имени анонимного частного фонда.

Работа была повреждена очень серьезно – чуть не все полвека в семье вывезшего ее офицера она так и хранилась в сложенном виде (если периодически разворачивалась, то еще хуже). Ее реставрировали – сначала кто-то из специалистов Центра Грабаря, затем реставраторы Эрмитажа. В результате картина блестит и сияет – а как выглядела в оригинале, теперь никто и не скажет. Но какие-то куски исторического красочного слоя, по утверждениям специалистов, остались.

В любом случае, в Пушкинском представлена временно. Не Германия отсудит – так коллекционер домой заберет. Стоит взглянуть сейчас.

За сезон 2005-2006 годов бог послал отделу графики четыре гравюры французского автора 16 века Этьена Делона на охотничью тему. Послал книгу 16-го века — немецкий перевод сочинений Иосифа Флавия – с гравюрами. Несколько портретных гравюр 17 и 18-го века. Два альбома литографий Поля Гаварни (19 век).

Послал также – руками внучатого племянника автора – больше ста работ Вадима Фалилеева – гравюры в разных техниках, акварели и рисунки. Пару работ Варвары Бубновой японского периода. Серию линогравюр Александра Шевченко – современные отпечатки с оригинальных досок, сохраненных дочерью художника.

И так далее, и так далее – работы российских авторов первой половины ХХ века, сохранившиеся в семьях или у частных коллекционеров. И работы художников современных – в основном дары авторов музею.

Экспозиция весьма смотрибельная. Разве что каталог – в лучших традициях – запоздал и появится уже в начале января.

Скульптуры, камеи, инталии, светильники и всевозможные амфоры и прочие сосуды – заодно есть возможность разобрать, чему какой термин соответствует.

Стилистику романтической половины оного собрания легко представить себе даже по школьным учебникам и предназначенному для широкого читателя изданию древнегреческих мифов Куна. Половина эротическая как раз мало известна в силу изрядной фривольности. Впрочем, эстетизировано и то и другое – так что вряд ли шокирует (надеюсь!) даже самую благовоспитанную часть аудитории.

Подробные и интересные экспликации. Для тех, кому и их не хватит, в углу зала стоят компьютеры, где можно покопаться, посмотреть увеличенные фотографии самых крошечных предметов и почитать еще более подробные комментарии. Издан также толковый каталог.

Основана главным образом на собрании русского музея – куда передала в свое время семейный архив и свыше 300 произведений брата его сестра Е.Н.Глебова.

Охвачены все периоды творческой деятельности – включая даже ученические штудии из натурного класса. Что весьма хорошо – позволяет видеть эволюцию.

Разумеется, не забываем о двух выставках Александра Иванова — живописной (эскизы к «Явлению», самостоятельные картины с эскизами к ним, и весьма симпатичные пейзажи) на Крымском валу и графической («Библейские эскизы») в залах графики в Лавврушинском. Последнюю точно стоит не пропустить — пожалуй, интересней всего прочего.

Сама же здоровенная картина по понятным причинам на Крымский не поехала и осталась в своем зале в Лаврушинском (в том же, старом здании, где и графика).

Музей современной истории России изучает историю шоколадного производства. Участвуют старые шоколадные фабрики со своими коллекциями и архивами.

Основана главным образом на собрании русского музея – куда передала в свое время семейный архив и свыше 300 произведений брата его сестра Е.Н.Глебова.

Охвачены все периоды творческой деятельности – включая даже ученические штудии из натурного класса. Что весьма хорошо – позволяет видеть эволюцию.

Тема – цитаты и совпадения в истории кинематографа и видеоарта. Результат сопоставления иногда для зрителя очевиден, иногда совершенно неожиданен. Пре6дставлено же не последовательно, а параллельно, в виде проекций либо трансляций на мониторах.

Проекты памятника Осипу Мандельштаму, представленные на конкурс, можно видеть в Московском доме скульптора.

Памятник предполагается установить на углу Старосадского переулка и улицы Забелина. Место мемориальное – в доме рядом жил брат Мандельштама, и сам поэт там бывал и живал подолгу.

Конкурс позитивен по многим параметрам сразу. Во-первых, самим фактом проведения – что с московскими монументами бывает нечасто. Во-вторых, состав конкурсантов – числом шесть – подобрался удачный (Лазарь Гадаев, Андрей Красулин, Дмитрий Шаховской, Леонид Баранов, Дмитрий Тугаринов и Александр Тарасенко – впрочем, конкурс анонимный и все работы представлены под шифрами). В третьих, все представленное соразмерно старым московским переулкам с сохранившимися небольшими особнячками. И в-четвертых, большинство работ еще и очень неплохи как таковые.

Посмотреть можно до 24 января в здании Московского дома скульптора (1-й Спасоналивковский пер., 4 –это недалеко от метро Октябрьская-радиальная).

В основном это 16-17-18 век, немного более поздних. В основном также – работы достаточно камерного масштаба. Состав разный и по сюжетному, и по территориальному охвату, и в целом очень интересный. Есть чудеснейшая тверская икона Рождества и очень любопытный северный вариант Крещения, где в реке плавают вполне заметные и, похоже, ихтиологически вполне точные рыбы.

И еще выставка в музее Храма Христа Спасителя – варианты иконографии Богородицы. Разные изводы, разные периоды и школы.

В этом году, по сравнению с экспозициями предыдущими, стало гораздо меньше тупого гламура и существенно больше просто хорошей книжной графики. То ли отбор вышел построже, то ли – вот бы здорово-то! – книжный рынок стал требовать не аналога глянцевого журнала, а нормальной иллюстрации.

Племя куна, проживающее на островах, традиционно занимается подобным шитьем. На первый взгляд даже не понять, что это не вышивка, а именно аппликация из очень миниатюрных фрагментов ткани и тоненьких полосок.

На Петровке – Марина Черникова с фото и видео, посвященными архитектуре. Впрочем, можно сказать – вообще визуальной структуре мегаполиса.

Монументальные изображения, на первый взгляд, просто искажены. На второй – это взгляд человека, через этот мегаполис несущегося стремительно и ухватывающего глазом смещенные детали, причудливо переплетенные.

В том же здании – Гоша Острецов с экспозицией под названием «Ремонт». Живопись, объекты и инсталляции. Стилистика ремонта неизменно присутствует.

Кстати, напомню – так же на Петровке продолжает работать фотовыставка «Разговор руками». Коллекция работ, в которой неизменно присутствуют – а иногда и являются единственным центром – человеческие руки. Охват – от дагерротипов до работ совсем недавнего времени.

Подготовлена куратором-иностранцем – итальянцем Антонио Джеуза (впрочем, вполне уже русскоязычным и вписавшимся в российский художественный контекст).

В Фотоцентре на Гоголевском – конкурс фотографии, посвященной спортивному туризму. Участники – сами туристы-спортсмены, а все действо происходит под эгидой их же объединения. Результат вышел и любопытный по сюжетам, и достаточно крепкий по качеству.

Дополнительный бонус – специально устроенный тематический книжный развал. Можно найти кое-что и для туристов-профессионалов, и для просто любителей интересных поездок (в общем, я не удержалась). Обещали, что как минимум по выходным книжный киоск будет работать весь день.

И наконец полномасштабно открылось новое выставочное пространство – «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/6. Недалеко от Курского вокзала и метро «Чкаловская». На первый взгляд, найти сложно, но со второго легко привыкнуть. Впрочем, когда прошлой весной там объявили открытую лекцию архитектора Нормана Фостера, в совершенно неизвестное тогда место благополучно пришли три тысячи человек. Ну, а еще проще – это практически напротив – через Яузу Андроньевского монастыря, только не на берегу, а внутри квартала.

Открылась выставка «Верю!» с куратором в лице Олега Кулика. Немало интересных работ – всего около шести десятков. Главное же – очень интересное использование самого архитектурного пространства (в прошлом это действительно был винзавод, постройки рубежа 19-20-го веков). Оно, впрочем, любого куратора поведет за собой.

Автор представил значительную часть готовящейся книги. В центре – привычный персонаж Петрович. Однако помимо также привычных коротких реплик персонажей все работы сопровождают довольно объемные тексты. И читать их, вне всякого сомнения, стоит.

В Московском центре искусств на Неглинке галерея Полины Лобачевской представляет художницу Мабри с серией работ «Моя дочь в Новом свете».

В галерее Сергея Попова pop/off/art – Александр Сигутин с новой серией работ «Супремус». Несомненные отсылки и к авангарду 10-20-х годов, и к русской иконе. И очень-очень крепкая колористика.

Ученица Петрова-Водкина, посещала также школу Филонова. В конце 20-х была в Париже – оттуда еще одна линия влияния.

Представленные работы – что называется, слава богу, уцелели. Архив хранился в малоблагоприятных условиях, но все же есть – и вот представлен. Успейте посмотреть, графика не может выставляться ни часто, ни долго.

Выставка Тамары Старженецкой в галерее на Ленивке. Ошибки в тексте нет – это не хорошо известная любителям живописи дочь Ирина, а именно мама Тамара.

Тамара Старженецкая много работала для театра. Представлены и эскизы декораций, и наброски костюмов. Кроме того – живопись уже не театральная, большей частью пейзажи. Экспозиция получилась весьма интересная.

В фотогалерее «Глаз» — Илья Кейтельгиссер с московскими пейзажами (неожиданно почти туманный Лондон – впрочем, автор с юга). Хорошо.

От фотографий конца 19-го века до самых свеженьких. Как профессионалов, так и любителей и просто неизвестных авторов.

И при этом прежде всего и поверх всего — неизменное ощущение вечной природы. Что естественно — все приметы цивилизации там потихоньку растворяются.

NB! Не перепутайте — это именно нижний, подвальный этаж — временное обиталище Московского дома фотографии.

На основном уровне еще несколько дней будет продолжаться нечто маловнятное с названием «Традиции и современность» (много жути и отдельные приличные авторы — но вышло по принципу «клочки по закоулочкам»).

Собственно говоря, Михаила Коржева можно считать основателем школы ландшафтного дизайна советской эпохи. Достаточно сказать, что ему принадлежит разработка сада перед зданием МГУ на Воробьевых горах. А также знаменитый в кругах профессионалов проект для Измайлова, реставрация Петровского парка, проект для Ботанического сада и несколько десятков скверов – и это только если говорить о Москве.

Впрочем, в ландшафтники автор угодил не от хорошей жизни. Представлены и очень интересные его архитектурные проекты – однако к началу 30-х авангард в архитектуре стал не нужен, а неоклассицизм был не по душе ВХУТЕМАСовцу Коржеву. В результате в парковый ландшафт были привнесены чисто архитектурные приемы баланса форм – хотя и чисто ботанические особенности растений автор изучил досконально.

Да, а в анфиладе главного здания еще продолжается выставка, посвященная проектам Дворца Советов и итальянскому влиянию на них.

Напоминаю, кстати, что билет в МУАРе берется один на все здания – при входе в следующее просто предъявляется.

«Русский поединок» — выставка огромных масштабов в Музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Заняты все возможные экспозиционные залы на всех уровнях.

Тема дуэли раскрыта со всех сторон. В залах у входа – три зала дуэльного оружия. Внизу, в «залах под сводами» — историческая част, включая, разумеется, отдельный зал, посвященный дуэли Пушкина с Дантесом (те самые дуэльные пистолеты, принадлежавшие де Баранту, — ибо по правилам стреляться можно было только из строго одинаковых пистолетов, причем незнакомых обоим участникам, — привезены из музея французского города Амбуаз).

Власти с дуэлями боролись по всей Европе. Во Франции так кое-кого и казнили. В России их запрещали и Петр Первый (представлен воинский устав, раскрытый на соответствующей странице), и Екатерина Вторая (представлен специальный манифест). Все, понятно, без толку – в дуэли замечена даже научная дама и глава Академии наук Екатерина Дашкова.

Последнему не стоит изумляться – дуэли между дамами все же случались. Правда, как и в случае с Дашковой, чаще на шпагах.

Вообще от поединков с применением холодного оружия на рубеже 18-19 веков уже переходили к огнестрельному. Что понятно – шансы противников это уравнивало, физическая сила и возраст становились не так важны.

Впрочем, по мнению кураторов, в большей степени это характерно было все же для России. Если в западной Европе бились чаще «до первой крови» — после этого, считалось, честь уже спасена, то в России было жестче. Дуэли с десяти шагов, а то и «через платок» (то есть с расстояния, которое выходило, когда участники поединка брали за кончики развернутую шаль) – это, считается, скорее российское изобретение.

Безуспешность борьбы властей с дуэлями тоже понятна – отказавшийся от поединка моментально терял положение в обществе, обрекая себя, практически, на гражданскую смерть.

Что во множестве отразилось в литературе пушкинской эпохи. Чему посвящен отдельный раздел выставки – залы в мансарде.

Ну, а по части курьезов – в анналы вошел поединок на… канделябрах. В чем отличились некие пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов. Больше о них, собственно, ничего не известно – но в историю таки образом все же вошли.

Разумеется, «представлять» одного из известных фоторепортеров советских времен никакой необходимости нет. Но вот работы на выставке действительно из непубликовавшихся.

Немало лет Владимир Лагранж снимал для журнала «Советский Союз». Издание предназначалось для «заграницы». Соответственно шел и отбор.

Причем надо отметить – все представленное, во-первых, очень высокого качества, это не брак. Во-вторых – это вовсе не то, что можно было бы отнести к «чернухе». И тем не менее – ни замечательные старухи, ни коммунальные кухни, ни натюрморты с картошкой и черным хлебом для пропагандистских целей не годились. Из представленного на страницы журнала попали только три кадра – которые еще можно было отнести к разряду «трудовых будней».

Хотя и здесь все было не так просто. Из рассказанного автором: как-то раз Владимир Лагранж был отправлен в командировку в Воркуту. И среди прочего снял шахтера как есть – прямо чумазого после выхода из забоя.

Материал был принесен на утверждение начальству – известному советскому поэту. И когда дошло до портрета шахтера, все фотографии были мановением начальственной руки сметены со стола на пол: в таком виде мы советских людей миру не показываем! И слетела вся тема.

Вход свободный. Искать галерею проще всего, пройдя от Триумфальной площади проулком за «Пекином» в глубь квартала.

Фото животных – с животными – на тему животных – всегда любопытно. В данном случае еще и вполне хорошо сделано.

Выставка конкурсная. Кроме того, предусмотрен конкурс зрительских симпатий (можно взять карточку и вписать свои предпочтения по нескольким номинациям).

Идея экспозиции началась с желания представить керамику региона — IX-XIII века. Однако фонды музея велики – и добавились ткани и вышивки. Затем фотографии рубежа XIX-XX века – среди авторов значится, например, Пьер Надар. Выставили и халаты, в основном XIX века. Добавили позднюю керамику, вплоть до ХХ века – стилизованную под старинный народный стиль.

Все вместе вышло очень смотрибельно. Плюс подробные экспликации (особенно стоит читать посвященные старинной керамике – подробный рассказ об эволюции стиля и технологий).

Издан небольшой, но информативный каталог. И еще музей схитрил – в сувенирную лавку кстати завезены чашки-плошки в фольклорно-восточном стиле (по выходе с экспозиции пользуются у публики успехом).

Керамическую тему можно продолжить в пяти минутах ходьбы от Музея Востока. В Леонтьевском переулке, в Фонде народных художественных промыслов, представлены работы последователей кузнецовского фарфора – одной из мастерских Дулёва.

Это текстовая версия форума, возможен только просмотр основного содержимого сайта. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста нажмите сюда .