«Инновация» показывает работы финалистов шорт-листа

Начнем с того, что шорт-лист «Инновации», премии в области современного визуального искусства, которая подводит итог Всероссийского конкурса, не такой уж короткий. По крайней мере выставка, представляющая работы, вышедшие в финал, разместилась сразу на двух площадках — Государственного центра современного искусства, который является, наряду с министерством культуры, много лет организатором конкурса, и на территории ЦУМ Art Foundation.

В ГЦСИ показывают финалистов, претендующих на победу в трех номинациях: «региональный проект» (400 000 руб.),  «кураторский проект» (500 000 руб.), «теория, критика, искусствознание» (500 000 руб.). На арт-площадке ЦУМа  — работы в номинациях «произведение визуального искусства» (800 000 руб.) и  «новая генерация» (200 000 руб.).

Название «региональные проекты» давно уже никоим образом не является эфмеизмом провинциальности или скромности арт-достижений на фоне столичного размаха. Скорее, эта номинация означает возможность обратить внимание на чрезвычайно интересные инициативы, которые могли бы иначе остаться в тени. В нынешнем году из четырех особо привлекают внимание два проекта, возникшие не благодаря (грантам ли, институациям ли), а скорее вопреки (ситуации, окружению). Первый — это выставки «ТРИВА: фотоманифест пролетариата», которые были показаны в художественных музеях и арт-центрах Томска, Красноярска, Новосибирска и Санкт-Петербурга («Эрарта»). Три фотографа, работавшие на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), в конце брежневской эпохи застоя зарегистрировали творческую группу. Владимир Соколаев, Александр Трофимов и Владимир Воробьев (он умер в 2011) увлеклись «прямой фотографией». Никаких постановок и даже никакого кадрирования. Они снимали металлургов у домен и детей в гримерке ДК, жителей села Мохова, наблюдающих полное солнечное затмение 1981 года через закопченные осколки стекла, и тощих мужиков, устроивших перекур, сидя на газовом балоне… «Прямая фотография», разумеется черно-белая, получилась жестким социальным документом, который не походил не только на конструктивистские снимки конца 1920-х, но и на лирические снимки «оттепели». Группу закрыли быстро, а заодно и киностудию КМК, где работали мастера. Но вскоре умер Брежнев, за ним — другие, и пошла новая жизнь. Нынешняя коллекция трех фотографов насчитывает 2 тысячи работ, сделанных в 1976-1992 годах. Показанная в Сибири, она, будем надеяться, доедет и до столицы.

Михаил Пиотровский: Искусство должно соединять людей

Второй захватывающий сюжет связан с краснодарскими молодыми художниками. Красный флаг с надписью КИСИ (то есть Краснодарский институт современного искусства) поднят на скамейкой, вокруг которой на стенах зала — рисунки, фотографии, видео… Все — свидетельства деятельности института, созданного «исключительно силой мысли». Кроме мысли художникам группировки ЗИП, активистам КИСИ понадобились недюжинное упрямство, находчивость и просто талант. Они устраивают выставки, лекции, в поселке Пятихатки создали даже летнюю резиденцию, организовали еще и международный фестиваль «МОЖЕТ». В общем, звучит довольно фантастично (и обнадеживающе), если учесть, что Краснодар, по крайней мере начальствующие особы там, вроде бы не славились любовью к современному искусству.

Также среди «регионалов» есть проект «Мастерская» Уральского филиала ГЦСИ, который организовал программу резиденций-студий. Плюс — международный симпозиум «Аланика», который 7-й раз проводит ГЦСИ во Владикавказе. Плюс дагестанский проект Алексея Масляева и Таус Махачевой «История требует продолжения» (Махачкала).

Что касается номинации «кураторский проект», то ее финалистами стали Екатерина Деготь, Давид Рифф (выставка дает возможность  получить представление об их проекте «Понедельник начинается в субботу», показанном на Бергенской Ассамблее, в Норвегии), Дмитрий Гутов (художник был куратором собственной ретроспективы «Удивляться нечему» в Московском музее современного искусства),Елена Селина (двухчастная выставка «Реконструкция» в фонде «Екатерина»), Алексей Масляев («Завтра воды не будет»), и 2-й Международный фестиваль активистского искусства «Медиаудар. Москва», модератором которого выступила Татьяна Волкова.

Исследование: Данные об инновационной деятельности в РФ занижены Лучшие инновационные разработки получат господдержку

В ГЦСИ также можно увидеть видеоработы погибшего в прошлом году Владислава Мамышева-Монро. Ему посмертно решено отдать приз во внеконкурсной номинации «Затворческий вклад в развитие современного искусства». Кроме того, проект «Полоний», созданный Мамышевым-Монро вместе с фотографом Григорием Поляковским, вышел также в финал номинации «произведение визуального искусства». Он показывается на арт-площадке ЦУМа. Если в одноименном спектакле художник исполнял роль Полония, ставшего основным героем, то в фотографической серии Мамышев-Монро играет и Гертруду, и бородатого Клавдия в короне, напоминающего балаганного злодея, и Офелию с черепом в руке, будто она Гамлет… Мы привыкли, что за любым персонажем Мамышева-Монро сквозит нахальная, дерзкая улыбка художника. Но в «Полонии» игра заметно усложняется. Его Гамлет, кажется, представляет Офелию, а тень бедного Йорика начинает мерещиться едва ли не за каждым персонажем… Шутовская игра, трагедия на сцене, история любви объединены общим знаменателем — черепом, пусть даже взятым напрокат из театрального реквизита, но отсылающим к отнюдь нешуточной максиме — memento mori. Тут мрачность готической стилистики соединена с гротеском балагана и экспрессией немых фильмов Мурнау. Шекспировская трагедия оборачивается фарсом, площадной фарс-актуальной новостью.

Собственно, в номинации «произведение визуального искусства» только работы Мамышева-Монро стали «местом встречи» двух премий — «Инновации» и частной Премии Кандинского. Правда, в последней его работы были представлены в лонг-листе, и на выставке в «Ударнике» была показана другая серия.

Если говорить о других финалистах в этой номинации, то в «Инновации» они совершенно иные. Самый необычный, пожалуй, проект Юрия Альберта «Что этим хотел сказать художник?», созданный им и Екатериной Деготь для Московского музея современного искусства. Выставка разворачивалась не только в анфиладе залов особняка на Гоголевском бульваре, но и во времени. Вначале она представала как тексты, объясняющие зрителю произведение в отсутствие художника и самого произведения. Постепенно тексты закрывались работами. Вместо объяснения являлась загадка, ключ к которой зритель должен был искать сам. Процесс понимания мог быть подменен фактом присутствия, комментарий — коллекцией или архивом.

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Галантные игры»

Ростан Тавасиев в проекте «Все сложно…» предлагает  вариант инсталляции, оживающей в сети. Его персонажи из плюша или искусственного меха на этот раз входят не в плоскость картины, а в пространство социальных сетей. «Ветерок божественный», «Конструкция Винчи», «Полная мысль» или непредсказумая «Шаровая молния», не говоря уж о про таинственную «Хидден Хиккимори», или основательный «Зеленый куб», похожи на персонажей мультфильмов, готовые аватары. Конечно, если бы не уютная «игрушечная» мягкость, их веселые имена могли бы напомнить о кубизме, расчетах ренессансных художниках, концепциях или автоматическом письме… Но перед нами игрушки, ведущие серьезные беседы в фейсбуке и жалующиеся на сложность жизни. Правда, их семеро, и их цвета совпадают с цветами спектра солнечного луча. И они, кажется, не догадываются, что только вместе они обретают могущество света. Мда, все так сложно… Но — правда же, инновативно?

Наконец, среди фаворитов в номинации «произведение визуального искусства», — москвич Андрей Кузькин с видеопроектом «Мир» и петербургский художник Илья Орлов. Андрея Кузькина интересует территория, на которой искусство остается искусством. «Ты есть только то, что есть рядом с тобой», — твердит голос с мониторов, и картинка на пяти экранах демонстрирует атрибуты того, «что рядом», будь то список продуктов, зажигалка, банка с медом, включенный ночник над диваном или старый стул у окна… Но стоит приблизиться к экрану, то есть к тому самому окну, как мы видим пустынную ночную заснеженную улицу, по которой бежит человек с факелом… Натюрморт, интерьер и вид из окна — старые надежные жанры взывают к логике того, что «рядом с тобой». Но расплывчатая, нечеткая картинка бегущего человека врезается в память как знак вопроса, на который не дает ответ «то, что рядом с тобой».

Илья Орлов на выставке в Al Gallery превратил зрителя в действующего героя, пришедшего на выставку, а оказавшегося посреди… старой петербургской квартиры. Именно зрители, приходившие на еженедельные встречи поэтов, философов, историков, социологов, давали превращали инсталляцию в живой перформанс. Без зрителей, их взгляда, любопытства или энергии заблуждения не бывает искусства.

Источник: