Иерусалимский трамвай

В середине апреля в Тель-Авиве в тринадцатый раз прошел музыкальный Фестиваль Фелиции Блюменталь . Несмотря на уже значительную историю фестиваль все еще не слишком известен широкой публике. Сегодня во всех странах молодое поколение отходит от серьезных музыкальных жанров, и в попытке привлечь нового зрителя организаторам приходится «оживлять» программу. Все чаще в ней находится место не только классике, и никто уже не удивляется, когда перед концертами и в антрактах зрителям предлагают бокал вина. Видимо, такие новации должны помочь фестивалю сбросить имидж тихого времяпрепровождения для пенсионеров.

Как это ни парадоксально, новые веяния вполне соответствуют беспокойному характеру самой Блюменталь . Она прожила яркую, полную перемен жизнь. Фелиция Блюменталь родилась в 1908 году в Варшаве в семье скрипача, училась в Польше и Швейцарии и еще до второй мировой войны успела завоевать славу талантливой пианистки. Однако в 1938 году они с мужем вынуждены были перебраться из Европы в Бразилию, отчего в энциклопедиях Блюменталь именуют польско-бразильской пианисткой.

Новый Свет подарил Фелиции Блюменталь не только жизнь и успешную исполнительскую карьеру, но и знакомство с новой музыкальной традицией. Ее репертуар был необычайно широк, ей посвящали свои сочинения старшие и младшие современники – от Вилла-Лобоса до Кшиштофа Пендерецкого, но по общему мнению более всего Фелиции Блюменталь удавались интерпретации произведений Моцарта, Бетховена и Шопена.

После войны Блюменталь возобновила гастрольную деятельность, пианистке рукоплескал весь мир, но чаще всего она выступала в Израиле. Там, во время гастрольного тура 1991 года пианистка скончалась и была похоронена в Тель-Авиве . Следует упомянуть и о вкладе супруга Фелиции Блюменталь в еврейскую культуру: Маркус Мизне был талантливым художником. Выставка его картин прошла в Тель-Авивском музее искусств полтора года назад.В этом году программа Блюменталевского фестиваля была составлена с явным упором на гитарную музыку, а главным событием стал концерт мастера восьмиструнной гитары шотландца Пола Гэлбрейта. Уже в семнадцать лет он был лауреатом двух престижных конкурсов – Международного конкурса гитаристов имени Сеговии и конкурса молодых музыкантов Би-Би-Си. С тех пор Гэлбрейт играл с самыми известными оркестрами мира, журнал Classical Guitar назвал его лучшим классическим гитаристом поколения.

Уникальное звучание его инструмента, имеющего две дополнительные струны – высокую и низкую, произвел должное впечатление на тель-авивскую публику. Гэлбрейта, который в отличие от большинства выступавших на фестивале музыкантов играл без микрофона, долго не отпускали со сцены, вновь и вновь вызывая на бис. Игра маэстро отличалась богатством красок, его переложения классических произведений на язык гитары звучали интересно. Жаль, что программа была составлена несколько однобоко и отличалась общим меланхолическим настроем. Интересно, что виртуозная игра Гэлбрейта контрастирует с его сценической манерой – на затемненной сцене он сидит неподвижно, из зала видно только, как движутся кисти рук музыканта. Даже гитара, которую Гэлбрейт держит почти вертикально, наподобие виолончели, упирается в пол прикрепленным к корпусу металлическим шпилем.

Трудно представить больший контраст, чем разница между сдержанной академической манерой Гэлбрейта и зажигательной, источающей весь спектр эмоций игрой гитарного трио Замфиреску. Концерт этого румынского ансамбля стал одним из самых ярких и веселых событий фестиваля. Неудержимая троица творила почти театральное действо, и когда им не хватало струн для самовыражения, музыканты превращали свои гитары в ударные инструменты, извлекая из них самые неожиданные звуки. Самозабвенно пройдясь по целому созведию авторов самых разных направлений и музыкальных стилей – от Вивальди и Бизе до Исаака Альбениса, Пьяццолы и репертуара «Джипси Кингз», румыны опровергли известное высказывание Гектора Берлиоза о том, что «три гитары вместе – это уже слишком много».

Помимо гитарной музыки программа этого фестиваля запомнилась концертом итальянского ансамбля Auser Musici, исполнившего произведения тосканских композиторов XVII–XVIII веков, и блистательным выступлением израильско-германского фортепианного дуэта Яары Таль и Андреаса Гротхойзена.

С некоторых пор в программу фестиваля Фелиции Блюменталь включаются произведения не только музыкальных жанров. Театральная труппа «Бейт Франкфурт» представила современное прочтение «Женитьбы» Гоголя, для которой написал музыку композитор Надав Хазут, а в начале каждого фестивального дня демонстрировались кинофильмы, объединенные многообразной темой человека и музыки – от судьбы Игоря Стравинского до противоречивых фигур «муз» знаменитых композиторов – Альмы Малер-Верфель и Перси Грэйнгера.Но самым ярким событием для постоянных посетителей фестиваля Фелиции Блюменталь стал «Shuffle Concert» по-ньюйоркски . Программу этого необычного выступления публика – в нарушение всех традиций – составляла сама. Каждый меломан вместе с персональной программкой-меню получал право выбрать не только произведение, но и один из четырнадцати музыкальных стилей, в котором оно прозвучит. В итоге такой « концерт-перетасовка » превратился в непредсказуемый диалог музыкантов и зрителей. Формат столичной публике понравился, не будет удивительно, если он станет центральным событием будущих фестивалей Фелиции Блюменталь.