И теперь живее всех живых. Барнаульский музей собирает свою Лениниану

Через несколько дней, 22 апреля, исполнится 143 года со дня рождения Владимира Ленина.

(1 из 18): Барнаульский музей собирает Лениниану. Фото: Музей «Мир времени».

Вождю пролетариата, ставшему символом целой эпохи в российской истории, посвящена большая экспозиция барнаульского музея «Мир времени» . Директор музея Сергей Корепанов говорит, что единственная цель «ленинской» коллекции, которую он собирает уже четвертый год, – сохранить для потомков память об этом историческом отрезке.

Большей части экспонатов отведено отдельное помещение на территории фармзавода «Гален», также принадлежащего Корепанову. Ленины, которые там не поместились, «живут» в его личном кабинете и закутке рядом с ним.

Фитотерапия и старые вещи – две страсти Корепанова. Как известно, «Мир времени» отличается от других музеев тем, что любой экспонат можно повертеть в руках. В его не такой уж просторной «ленинской комнате» каким-то образом хватило места не только фрагментам Ленинианы, но и всей советской эре. Здесь стоят на полках старые неваляшки, лежат под стеклом червонцы – билеты «Государственного банка Союза ССР». Здесь можно прикоснуться примерно к шести десяткам Лениных, изваянных из мрамора, глины, фарфора, гипса и других материалов. Здесь граммофоны. На них можно проиграть на виниле настоящий голос Ленина – записи с его выступлений на съездах партии большевиков.

Экспонаты для «Мира времени» приходят в руки его хозяина самыми разными путями: какие-то вещи он находит на блошиных рынках, на что-то просто натыкается на улице, что-то люди приносят ему сами и дарят. Но с Лениными их владельцы чаще либо вообще не хотят расставаться, либо берут за них деньги. Обсуждать тему современной стоимости таких скульптур, многие из которых сегодня довольно бойко продаются в Интернете, хозяин музея отказывается. Видно, что сама формулировка вопроса «сколько стоит такой Ленин?» его коробит.

При этом Сергей Корепанов подчеркивает свою беспартийность и утверждает, что не является «фанатичным коммунистом».

Мы просто стараемся сохранить тот период истории таким, как он был, в неискаженном виде. Мы ни на что не закрываем глаза. Например, у нас есть небольшой раздел о Сталине. Там есть плакат с надписью: «Сталин – великий вдохновитель, вождь и учитель»; и тут же рядом тома репрессированных.

В собрании «Мира времени» множество скульптур, об авторах и месте создания которых Сергей Корепанов затрудняется что-либо рассказать: изображений вождя в СССР было очень много, хватало на всех. Одним из самых интересных мест в музее его создатель считает стену, где собраны ленинские портреты во всех возможных воплощениях. Директор музея показывает: смотрите, здесь вождь в вышивке гладью, вышивке крестиком, в шелкографии, чеканке, резьбе по металлу, деревянной мозаике…

На вопрос, почему именно эта историческая фигура удостоилась особого места в его музее, отвечает коротко: «У Ленина были хорошие идеи. Чтобы всем было хорошо, господствовала справедливость – разве это плохая идея?»

Бетон. Стоит на входе в музей. По легенде, директора совхоза «Барнаульский» долго упрекали, что у него все нет и нет скульптуры Ленина. Он заказал эту фигуру, и ее делали два года, после чего привезли в совхоз, разделенную на три части. Это случилось за два дня до августовского путча, после которого фигура оказалась уже не нужна. Лежала «расчлененной», пока «Мир времени» ее не забрал, не восстановил и раскрасил.

Мрамор. Вес оценочно около 800 кг, самый тяжелый в коллекции. Автор неизвестен, но есть предание, что он был заключенным. Бывший главный архитектор Барнаула и художник Сергей Боженко сказал об экземпляре, что это высокохудожественная работа: ее создал скульптор из Москвы или из Санкт-Петербурга.

Мрамор. Извлечен из подвала одной из барнаульских школ, ранее находился в ее Ленинской комнате.

Гипс. Экспонат из бывшей Ленинской комнаты в школе № 42, копия с работы Николая Андреева «Ленин за работой». Скульптура стоит на рабочем столе в кабинете директора «Музея времени», в его отсутствие – прямо напротив стула. Сотрудники шутят: когда руководителя нет на месте, Ильич за него.

Чугун, довоенный период. Куплен на блошином рынке в Москве. До Великой Отечественной вой­ны не жалели металла, и этот Ленин создан из цельного куска чугуна. Поэтому, ростом около 30 см, он весит 16 кг.

Легкий металл, послевоенный период. Такие металлические статуэтки, в отличие от пудового чугунного экспоната, отливали из недорогих сплавов и выпускали в большом количестве в разных вариантах. Они стояли на многих рабочих столах советских руководителей.

Гипс. Обменянна одну из идентичных скульптур музея образца «Ленин-вождь», которая отправилась в алтайское отделение КПРФ. Его представителям один из «Лениных-вождей» в «Мире времени» понравился больше, чем этот. Сергей Корепанов с радостью согласился на бартер: «Для музея важно разнообразие».

Сплав. Привезен из Санкт-Петербурга, подарен одной знакомой директора «Музея времени», которая до того просто придавливала скульптурой квашеную капусту. По словам Сергея Корепанова, фигура довольно редкая: обычно вождя так не изображали.

Легкий металл. Единственный экспонат из школы № 42 из такого материала. Один из примеров, когда вождя изображали в коммуникации с народом, в данном случае – с рабочим. Известны аналогичные парные композиции «Ленин с ребенком», «Ленин с Дзержинским» и другие.

Гипс. Композиция из копий экземпляров Ленинианы Николая Андреева – одного из немногих скульпторов, ваявших Владимира Ильича с натуры во время его работы. Передали из барнаульской школы № 42, где был один из лучших ленинских музеев. Сергей Корепанов говорит о своей коллекции, чтоона – «продолжение Ленинского музея 42-й школы».

Гипс. В музее было две такие фигуры – абсолютно одинаковые. Это копии последней скульптурной работы из серии Ленинианы, сделанной Николаем Андреевым (примерно сотая по счету). Оригинал изготовлен из мрамора в 1931–1932 годах, сегодня находится в Третьяковской галерее.

Гипс. Фигура из тех, что должны были стоять на каждом собрании руководящих органов разного ранга и в любой гос­организации. В коллекции музея таких бюстов около 15 штук. Этот Ленин подписан: «Трудящимся Чарышского района от коллектива “Химволокно”, октябрь, 1976 год».

Чугун. Пресс-папье является примером знаменитого каслинского литья, изделие датировано 1981 годом. Завод архитектурно-художественного литья в городе Касли Челябинской области – один из старейших и известнейших предприятий в России по чугунному литью.

Глина. Союз «Всекохудожник». Скульптура довоенного времени, когда Ленина изображали более «очеловеченным». Фигуры типа «Ленин-вождь» распространены гораздо больше. Как говорит об экспонате Сергей Корепанов, «тут он – немного уставший обычный человек, который очень много работал».

В фокусе внимания советских литературы и искусства был не только «Ленин-вождь». Создавались произведения, посвященные буквально всем периодам его жизни. В том числе – детству и юным годам.

Фарфор. Фигурка из числа довольно распространенных, их легко можно найти на московских блошиных рынках, цена колеблется от тысячи до двух тысяч рублей. Маленького Ленина часто приводили в пример детям, в частности, как прилежного и умного ученика – и изображали соответствующим.

Легкий металл. Таким вождя изображали на октябрятских звездочках: советских детей воспитывали на примере семьи Ульяновых. О маленьком Володе написано не меньше, чем о взрослом; его скульп­турные изображения предназначались для октябрятских звеньев и пионерских дружин.

Легкий металл. Надпись: «От делегации Татарии на XVII съезде ВКСМ. Апрель, 1974 год». Такие статуэтки предназначались для воспитания комсомольской молодежи: юность Ленина также приводилась в пример подрастающему поколению.

Добраться до экспозиции не так просто: она находится по адресу: Зеленая Роща, 15-в.

Несмотря на удаленность, выставка пользуется популярностью. По книге отзывов видно, что вещи, рожденные в СССР, захватывают не только их собирателя. Есть там, например, эмоциональная запись Андреа Допуэто. Фотограф-путешественник из Генуи благодарит организатора за экспозицию: он делает серию работ, посвященную остаткам советской эпохи, и говорит, что подобной коллекции не видел еще нигде. Вероятно, не преувеличивает: это действительно интересный объект – кому изучать, кому ностальгировать…

Этого мраморного вождя еще во времена СССР краской разрисовали хулиганы. «Для советского времени это было невероятное ЧП», – комментирует Сергей Корепанов. Историю замяли, мрамор покрыли белой краской. В музее краску оттерли, но цветной слой въелся глубоко, и пятна видны и сегодня.

Источник: