Художники абрамцевского круга

Абрамцевский музей приехал в Москву. Точнее – в Музей Александра Сергеевича Пушкина на Пречистенке. Здесь открылась выставка работ художников абрамцевского круга. Тема – разумеется, творчество Пушкина. Экспозиция объединила самых разных авторов, да и сами музеи тоже – тут есть и вещи из фондов Музея Пушкина.

Кстати, пушкинская тема была близка обитателям усадьбы еще в домамонтовские времена. Предыдущий ее владелец Сергей Аксаков опубликовал еще в 1830-х годах статью о Пушкине. И от аксаковских же времен в фондах музея сохранилась рукопись – список «Евгения Онегина». 

Ну, а во времена Мамонтова пушкинские произведения активно переносились на театральные подмостки. Разумеется, участвовали в этом и художники. Вот, к примеру, работы Александра Головина для постановки «Бориса Годунова» — декорация Грановитой палаты и эскиз грима Бориса.

А вот так Константин Коровин воссоздает для опернойсцены усадьбу Лариных.

И его же костюм для «Сказки о золотом петушке».

А к балету «Золотая рыбка» Коровин даже создает станковый живописный эскиз. 

Виктор Васнецов – эскизы костюмов к «Русалке».

И вот сохранившиеся в Абрамцеве работы совсем еще юного Валентина Серова к «Руслану и Людмиле».

Вторая линия экспозиции – книжная иллюстрация. И здесь возникает имя другого Мамонтова – книгоиздателя Анатолия Ивановича, брата Саввы. Применяя передовые для того времени технологии печати, он развивал формат цветной иллюстрации.

Среди активно работавших в книжной иллюстрации был Сергей Малютин. Вот его работы к «Сказке о царе Салтане».

И, разумеется, Виктор Васнецов.

Среди живописных работ Ильи Репина обнаруживается фактически иллюстрация к «Евгению Онегину» — сцена дуэли Онегина с Ленским.

Василий Поленов обращается к весьма необычному жанру диорамы. Тема его эскизов – также Борис Годунов.

Не обошлось без пушкинской тематики и в декоративно-прикладном искусстве. Иногда это прямое цитирование – васнецовский сюжет украшает резной шкафчик из абрамцевской столярной мастерской.

Резной ковш, по-моему, тоже явно выплыл из пушкинских сказок.

Автор этой вазы с названием «Поэт» — Михаил Врубель. А исполнена она в абрамцевской гончарной мастерской.

У этой модели васнецовской «избушки на курьих ножках» особая история. Сделана она в 1926 году, когда существовал серьезный риск уничтожения усадьбы. И один из абрамцевских резчиков сделал миниатюрную, но точную копию избушки, чтобы сохранить хотя бы память. К счастью, и усадьба, и избушка уцелели.

Среди представленного на выставке – очень интересная серия эскизных работ Марка Антокольского – конкурсный проект памятника Пушкину.

Автор планировал, что фигуру поэта будут окружать персонажи его произведений. И надо сказать, что Петруша Гринев, Пимен, Борис Годунов, Татьяна Ларина и прочие даже в миниатюрном варианте вполне узнаваемы.

Но история абрамцевской пушкинианы на этом не заканчивается. Здесь работал, например Дементий Шмаринов – вот одна из его иллюстраций к «Дубровскому», сцена охоты.

И уже в 1970-х годах здесь работал над своей «пушкинской» серией Виктор Попков. Вот эскиз к его работе «Осенние дожди».

Московская выставка будет открыта в Музее А.С.Пушкина до августа. Потом – внимание, петербуржцы! – планируется привезти ее и в Питер.

Что же до самого Абрамцева, то там, напомню, еще осенью открылся после реставрации главный усадебный дом (смотреть подробности здесь ) – вероятно, не все еще видели. Есть и новые временные выставки, о которых еще поговорим.

Источник: