Художник Юрий АБИСАЛОВ открыл во Владикавказе «окно» в Париж

Ольга РЕЗНИК

Сегодня во Владикавказе в Национальном музее Республики Северная Осетия-Алания открылась персональная выставка с интригующим названием «С парижским акцентом» заслуженного художника России и Северной Осетии, обладателя серебряной медали Российской Академии художеств Юрия АБИСАЛОВА. Более 50 произведений, созданных мастером в результате творческой командировки в столицу мира, как принято называть Париж, были представлены на суд взыскательных владикавказских зрителей, которых, по правде говоря, совсем непросто чем-то удивить.

Однако Юрию Абисалову это удалось. Выставка работ художника с самого начала, скорее, напоминала увлекательную прогулку по городу, вызывавшему во все времена неизменный восторг художников и поэтов. Ведь Париж – это Париж, европейский центр культуры и искусства, законодатель мод и рай для влюбленных. Париж – это еще и Елисейские поля. Оказывается, чтобы увидеть их из Владикавказа, теперь далеко и ходить-то не надо. Вот она, «Осень на Елисейских полях» кисти Юрия Абисалова, прямо на площадке между первым и вторым этажами музея, где развернулась главная экспозиция.

Дальше и вовсе дух захватывает – «Собор Парижской богоматери», «Башня Сен-Жак», «Мост Луи-Филипп», «Понт-Неф. Новый мост», «Нотр-Дам». Смотришь на живописные и графические творения и диву даешься. Ну, как тут не погрузиться в незабываемую атмосферу удивительного города, воспетого Александром Дюма и Виктором Гюго, Ильей Эренбургом и Мариной Цветаевой, художниками Эдуардом Кортесом и Брентом Хейтоном. Впрочем, с самого раненого детства, благодаря литературе и истории, каждый из нас рисует себе образ этого несравненного города. Поэтому Париж у каждого свой.

Свой он, как оказалось, и у мастера жанровой национальной живописи Юрия Абисалова, создавшего, как заметила искусствовед Зара Газданова, целое направление в осетинском изобразительном искусстве. Автору, в работах которого всегда чувствовался аромат осетинского национального колорита, по мнению Зары Темболатовны (она, к слову, в годы учебы Юрия Абисалова в Северо-Осетинском художественном училище была директором этого учебного заведения), Париж дал возможность раскрыться широко, свободно. Перед зрителями вдруг предстал еще неизвестный и такой разный Абисалов. А каким он еще может быть, никто и не знает.

Словно в продолжение темы, затронутой Зарой Газдановой, директор Национального музея Лариса Сохиева заметила, что последняя персональная выставка Юрия Абисалова в родных пенатах, то есть во Владикавказе, состоялась аж 10 лет назад. И для музея большая честь  демонстрировать работы такого известного и интересного мастера.

Справедливости ради следует заметить, что произведения Юрия Абисалова, который давно не выставлялся на родине, украшали тем временем многие российские и зарубежные выставки, международные художественные ярмарки и салоны. Персональные выставки художника прошли в Париже, в Цюрихе, Портланде, Лозанне. Он – художник востребованный. Его работы находятся в Северо-Осетинском художественном музее им. М. С. Туганова, в министерстве культуры РСО-Алания и министерстве культуры РФ, в галереях и частных собраниях России, Франции, Германии, Великобритании, Японии, Испании, Швейцарии, США.

Сам же Юрий Абисалов, поблагодаривший всех, кто пришел поздравить его с открытием выставки «С парижским акцентом», признался, что поначалу и не думал об ее организации, но потом вдруг понял, что привез такой материал, держать который в мастерской было бы просто эгоистично. И тогда художник решил порадовать зрителей, скажем, «Прогулками по набережным Парижа» – именно так называется самый крупный парижский цикл его работ. И, в общем-то, правильно сделал, ибо прикосновение к прекрасному всегда рождает отклик в наших душах – отклик столь же прекрасный и, разумеется, добрый.