Художник ТАТЬЯНА ШИХИРЕВА. Выставка «ПУТЕШЕСТВУЯ ВО ВРЕМЕНИ»

Татьяна Шихирева — один из ведущих современных мастеров декоративного искусства, работающих в технике горячего батика. Изысканные колористические построения, безупречность художественного вкуса, особый романтизм образного строя, свойственные работам художника, снискали ей заслуженное признание профессионалов и широкого зрителя. В 1971 году Т.Шихирева закончила Московский Технологический институт (отделение художественного оформления тканей). Её учителями были Е. К. Коваленко, В. Н. Петров-Камчатский, Ю. М. Рыжик. С этого времени начинается её активная художественная и общественная деятельность. Т.Шихирева – член СХ России, член правления МСХ, председатель выставочной комиссии декоративного искусства МСХ, заместитель председателя Ассоциации московских художников декоративного искусства. Удостоена золотой медали Российской академии художеств. Участник московских, российских, зарубежных и международных выставок. Среди них — выставки в Париже (ЮНЕСКО), Дели, Норвегии, Германии, Индонезии и других странах. Ее работы находятся в частных коллекциях в Испании, Германии, Италии, Венгрии, Швеции, Дании.

Мир театра, сказки, полный лёгкой иронии, доброго юмора предстает в произведениях мастера, составивших экспозицию выставки в залах Российской академии художеств. Около 40 работ, выполненных в технике батика, темперной живописи, расписной деревянной скульптуры переносят зрителя в пространство авторской фантазии.

Т.Шихирева ищет путь между культурной традицией и своим взглядом на мир. Диапазон её предпочтений весьма широк. Это и петровское время с его придворным этикетом, ассамблеями с увеселительными балами, это и средневековый мир с его культом Прекрасной Дамы, театральной красочностью рыцарских турниров, это и тема итальянской народной комедии масок — комедии дель Арте. Шихирева создаёт текстильные панно в духе «галантного жанра», невольно обращая нашу память к образцам живописи мастеров Серебряного века.

В решении пространства — одной из самых интересных творческих задач каждого современного художника, Шихирева находит свои индивидуальные модели. Наряду с общепринятыми приёмами перспективного построения, она использует заключение изображения в сценическую коробку, кулисное, многоярусное построение композиции. Автор часто прибегает к форме триптиха, полиптиха, представляя многоактный спектакль. Перед зрителем развёртывается не только повествование сюжета, а происходит интересная трансформацияпространства, создаваемая перемещением действующих персонажей, переходящих, перелетающих за рамки обрамления из одного изобразительного поля в другое. Эффект Зазеркалья, подглядывание из-за кулис («Тайное свидание»). Иногда живопись темперой появляется на деревянной раме, а среди изображённых здесь фигур мы узнаём самого автора и даже любимого кота («Пётр с иностранными гостями»). Подобные авторские приемы делают ее изобразительный стиль неповторимым и узнаваемым.

Излюбленная тема полёта также не случайна. Всеохватность взгляда с высоты птичьего полёта, множественность точек зрения, летающие предметы — фантастичные воздушные шары, сказочные рыбы — всё это даёт возможность ощутить ширь, высоту, многомерность пространства («Полёты наяву», «Запуск воздушного корабля» — из серии «Пётр I»). Интересен опыт обращения Шихиревой к русской теме, связанный с искусством иконы. В 1997 году она создаёт цикл на тему христианских праздников: «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет», «Въезд в Иерусалим», в решении общего декоративно-образного строя которых проступает фольклорное начало.

В числе оригинальных авторских решений Т.Шихиревой — обрамление произведений в старинные деревянные «рамы-оконца», придающее глубину изображению. В этом она видит своеобразный художественный прием соединения живописи на плоскости и пластического начала, заключенного в орнаментальной резьбе. Резьбу по дереву по эскизам Шихиревой выполнил Н. С. Конончук. Их совместная деятельность нашла развитие в создании раскрашенной деревянной скульптуры, органично связанной с текстильными творениями Шихиревой.

Но, пожалуй, самое завораживающее воображение свойство текстильных работ Шихиревой — их особая «декоративная плоть» во всей красоте цвета и орнаментального узорочья, достигающая высоко эмоционального и почти всегда мажорного звучания. Такова одна из ключевых её работ — шестичастная композиция «Балаганчик» (2002-2004, шёлк, горячий батик, роспись темперой). Профессиональное владение техникой горячей росписи по шёлку позволяет художнику достичь виртуозной тонкости письма.

«Праздники Христовы.

Произведения Татьяны Сергеевны Шихиревой вводят зрителя в мир игры и воображения. «Путешествуя во времени», автор увлекает с собой и зрителя, уводя от обыденного, повседневного, туда, где нет места тягостным испытаниям цивилизованного мира, заставляя вновь и вновь пережить ощущение праздника.

Выставка продлится по 2 февраля 2014 года.

Источник: