Художник Арсений Власов: «Быть художником не значит быть бедным»

В Сыктывкаре завершился фестиваль молодежных культур «АРТ-квадрат». Корреспондент БНК пообщался с федеральными экспертами, приглашенными на это мероприятие. Сегодня агентство представляет беседу с молодым художником Арсением Власовым, работы которого есть в коллекциях Мадонны, Такеши Китано, Федора Емельяненко, Анжелины Джоли и многих других.

— Арсений, с чего начинался твой творческий путь?

— Я начал рисовать с самого детства, можно сказать, был настоящим трудоголиком и фанатом своего дела: делал копии картин известных художников. Мой первый выставочный проект прошел, когда мне было всего девять лет. Это была экспозиция на библейскую тему. Тогда моя учительница по рисованию сказала родителям, что у меня талант, который нужно обязательно развивать. Родители, безусловно, не оставили это без внимания.

— Твои родители тоже связаны с искусством?

— Нет, они экономисты.

— В каком возрасте прошла первая серьезная выставка, после которой твои работы оценили?

Мне тогда было двенадцать лет, и я уже три года самозабвенно занимался творчеством, в основном графикой. Родители предложили мои работы одному из выставочных центров в Ярославле, я там родился, и именно там и прошла моя первая персональная экспозиция. Надо сказать, что это было очень смело со стороны руководителя центра – выставить работы двенадцатилетнего мальчика. Тем более что не каждый состоявшийся художник мог туда попасть. Естественно, это не могло не привлечь внимание прессы. Так обо мне и узнали.

— Что нужно юному художнику для достижения успеха? Достаточно ли только таланта?

— Я считаю, что все должно быть в комплексе. Талант, конечно, немаловажен, но тут огромную роль играют целеустремленность и трудолюбие. Искусство очень похоже на спорт, здесь нужны практически те же качества. К примеру, бывает так, что талантливый художник работает на протяжении пяти или десяти лет, но не получает признания, его работы не замечают. Понадобятся очень твердый характер, настойчивость и желание добиться своего. Бывает так, что человек безусловно талантлив, но, проработав года два, его внимание рассеивается на построение личной жизни, на семью. В общем, он отвлекается и теряет себя и свою цель. Из такого персонажа вряд ли что-то получится, даже при наличии хороших способностей. Искусство требует упорной, долгой и сконцентрированной работы. И необязательно иметь при этом студию в двести квадратных метров, мольберты и холсты. Достаточно купить бумагу и акварель. Все всегда начинается с малого, нужно быть готовым к тому, что сразу успеха не достичь, а возможно, будут и разочарования.

— Выходит, что семья служит отвлекающим фактором для творческого человека?

Не всегда, это очень индивидуально. Моя семья меня всегда понимает, поддерживает и помогает. Но это связано в первую очередь с тем, что моя жена джазовая певица, и она прекрасно понимает, что значит быть в творчестве. Ну а с моим сыном, Арсением Арсеньевичем мы вместе рисуем.

Вообще стараюсь только рисовать. Раньше я профессионально занимался большим теннисом и иногда участвую в соревнованиях. Но в целом считаю, что в любом деле не следует «распыляться». Нужно найти то, что тебе нравится, что доставляет тебе удовольствие, и заниматься этим. А что касается искусства, то тут критерий один: если то, что ты делаешь, нравится не только тебе, но и окружающим, — ты на верном пути.

— Как ты считаешь, востребовано ли для современного человека, избалованного техническим прогрессом, визуальное искусство? Бытует мнение, что для современного человека интереснее гаджеты и новые девайсы, а не художественные выставки.

Да, я слышал такое, но, на мой взгляд, это стереотип, такой же, как например: «быть художником — значит быть бедным». Востребованность художника можно оценить по его состоянию: готовы ли люди покупать его работы. В Европе и Америке художники – одни из самых богатых людей. Сальвадор Дали и Пикассо – состоятельные представители визуального искусства прошлого. Дэмьен Херст — один из самых богатых современных художников, состояние которого оценивается сотнями тысяч фунтов стерлингов. Это говорит о том, что люди всегда тянулись и тянутся к искусству. Тяга к прекрасному заложена внутри каждого, и никакие гаджеты не сумеют утолить этот «голод». Поэтому творчество будет востребовано всегда.

— Цели, конечно, самые высокие: так же, как Дэмьен Херст, заслужить всемирную известность и богатство.

Ни в коем случае. Я объясню. Дело в том, что в человеческом обществе принято оценивать что бы то ни было, и творчество в том числе. Вот мы с тобой познакомились и сразу друг друга оценили, — это абсолютно естественно и распространяется на все сферы жизни. По тому, что человек имеет, мы оцениваем, насколько он состоялся в своей деятельности. То же самое происходит и в творчестве — люди оценивают нас, наши работы и наш успех. К примеру, ты знаешь успешного писателя, но как измерить его успех? А успех в том, что книги его продаются миллионными тиражами. А художник? Чем больше его работы покупают, тем более он успешен и востребован. На самом деле в этом нет ничего удивительного. Нашу работу всегда оценивали, начиная со школьного возраста. К примеру, серия романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер». В школе автору поставили бы пятерку, это и было бы показателем ее успешности. Ну а во взрослой жизни символическая «пятерка» измеряется уже финансовой оценкой.

Источник: