Художник Абдулвагаб Муратчаев представил произведения на темы торжества победы, разгрома фашизма и воинской доблести

Галерея «Во-АРТ» Дагестанского филиала Российского Фонда культуры представила ретроспективную выставку заслуженного деятеля искусств РД Абдулвагаба Муратчаева, посвященную 65-летию Великой Победы.

Это уже четвёртая персональная выставка Абдулвагаба Муратчаева. Многогранная творческая активность известного дагестанского художника, его роль в культурной жизни республики достаточно ясно представлена в ретроспективном ракурсе экспозиции. Значимое место в творчестве мастера занимает жанр графического портрета, приобретающего значение и ценность некоего исторического документа — свидетельства драматических коллизий человеческой судьбы и событий отдельной исторической эпохи.

Созерцательность образов, обостренное внимание к многочисленным деталям, тонкая идеализация портретов героев и ветеранов Великой Отечественной войны не только позволяют выразить чувство глубокого уважения к беспримерному подвигу участников Великой Отечественной войны, но и способствуют возникновению у зрителей чувства внутренней сопричастности и заинтересованного диалога прошлого с настоящим.

Здесь представлены портреты Героев Великой Отечественной войны Э. Джумагулова, Н.  Подорожного, М. Гаджиева, Х. Нурадилова, Ш. Алиева, В. Эмирова, Ш. Абрамова, С. Алисултанова, Х. Кумыкова. А также недавно восстановленный, забытый в силу обстоятельств портрет Абдулхакима Исмаилова. Все эти портреты написаны А. Муратчаевым в разное время, но они сложились в единое целое – графическую серию, которая показывает нам действительно настоящих мужественных людей.

Надо сказать, что творчество А. Муратчаева в данном отношении продолжает развитую традицию русско-советского и дагестанского профессионального искусства. Можно вспомнить целую галерею натурных живописных и графических портретов героев войны, созданную М.-А. Джемалом, а так же батальную живопись, информативную и агитационную графику советских лет, созданную самым старшим поколением дагестанских художников. Все это вносит заметный вклад в решение значимых социально-прикладных задач по ценностному и общедоступному документально-художественному воспроизводству архива национальной исторической памяти.

Правда А. Муратчаев уже переосмыслил и совершенно по иному, как художник XXI века, создал графическую серию. Эта эстетическая реконструкция осуществляется в другой технике изобразительного искусства (тушь, перо) уже на базе документального фотоматериала, что не только не умаляет достоинств данной эстетико-художественной инициативы, но и позволяет говорить об изменившихся историко-хронологических, духовных и материально-технических условиях воспроизводства и трансляции художественной информации, отмечать особенности индивидуального эстетического видения, и подчеркнуть неуемность и беспокойство характера — рычаги всякого подлинного творчества.

«А. Муратчаев много и целеустремленно работал, умея подчинить творческое воображение раскрытию конкретного замысла. Художнический взгляд автора на события Великой Победы словно проходили сквозь призму судьбы воина Исмаилова Абдулхакима, который водружал знамя СССР на рейхстаге. Его портрет доминирует в плакате, изображающий последние схватки с врагом. Композиции, построенной по принципу фотомонтажа, свойственна преемственность образного мира дагестанских художников военного времени, цветоносная красочность плоскостей, динамический графизм. Наиболее примечательной для А. Муратчаева становится склонность к изобразительной публицистике, когда особо важно суметь уловить масштабность великого подъема общенародных чувств», — рассказывает куратор выставки, кандидат искусствоведения, член Союза художников России Зинаида Гейбатова-Шолохова.

Наряду с портретами участниками войны здесь также представлены портреты наших современников. Художник смог почувствовать характер изображаемого, и передать это чувство зрителю.

В экспозиции широко представлены и другие работы мастера, диапазон его творческих работ широк. Первые успешные работы были выполнены им еще в 60-ые годы в области промышленного дизайна. Тогда еще мало кто был знаком с разработкой декоративных композиций для фирменных национальных этикеток для торговли, легкой промышленности и промыслов Дагестана. Так называемая промграфика таила в себе много интересного и неизведанного для художника, хотя сам автор понимал, что символы и метафоры должны быть не только эстетически привлекательны, но и общепонятны и общедоступны, но не за счет потери национального своеобразия и обезличивания пластического языка. Практика в этой сфере деятельности показала, что наибольшее впечатление производят как раз те графические листы, в которых ярко выражен национальный стиль, народные традиции дагестанской художественной культуры.

Сочной цветовой гаммой привлекли плоскостно-декоративные композиции, посвященные народным художественным промыслам: «Балхарки», «Златокузнецы», «Ковровщицы» и другие. Много времени и творческих сил было отдано дагестанской геральдике. А. Муратчаев — автор флага и ряда Государственных медалей Республики Дагестан, а также символики столицы республики — Махачкалы. Художник языком аллегорий передает идеи, облекая их в лапидарную художественно-эстетическую форму. Здесь коренятся истоки идейной значительности и лаконизма. Обобщенная символика графических листов, исполненных в цвете, связывает воедино целую сумму наглядно-изобразительных тем. Произведения на темы торжества победы, разгрома фашизма и воинской доблести представлены в выставочном зале галереи «Во-АРТ».

«Искусство столь полифункциональное явление в культуре, что в состоянии выдержать многие возложенные на него обязательства, и не только эстетически художественные, но и прикладные, которые можно отнести к функции мемориальной. И конечно сегодняшняя  экспозиция воспринимается именно так. Мир, жизнь, память, связь поколений – это то, что стоит приоритетом в данной экспозиции. И за это автору глубочайший поклон. Еще пройдет много лет и многие, стоя перед этими произведениями, будут ощущать радость от узнавания людей, от соприкосновения к их таланту, потому что здесь представлены портреты личностей знаковых», — говорит кандидат искусствоведения, профессор Дагестанского государственного педагогического университета Наталья Мусаева.

По признанию самого автора, эту выставку он готовил всю жизнь. К 60-летию Победы А. Муратчаев не успел ее подготовить по ряду причин, а в этом году удалось это сделать. Праздник Победы «со слезами на глазах» — это день памяти о погибших, но это и праздник торжества жизни. Видеть мир во всей его полноте, отдавать все силы любимому делу, творить красоту — это творческое кредо дагестанского художника Абдулвагаба Муратчаева.

08.05.2010 | 16:35 Дагестанский музей изобразительных искусств посвятил 65-летию Победы выставку живописи и графики

08.05.2010 | 14:15 В Махачкале прошел ретро-концерт «Песни военных лет»