Хронография украинской души

Размышляя о природе человека, украинский философ, «степной Сократ», как его называли, Григорий Сковорода заметил: «Всяк есть то, чье сердце в нем: волчее сердце есть истинный волк, сердце боброво есть бобер, вепрово сердце есть вепр». Но есть люди «люди истинные», у которых сердце человечье.  Настоящий человек, по Сковороде, – это «вол молотящий», у него сердце трудолюбствующего. Это о нашем герое.

Один из старейших николаевских художников Николай Степанович Главчев родился в 1927 году в Дунаевецком районе Хмельницкой области. Становление детской души пришлось на непростые времена коллективизации. Чтобы подавить сопротивление крестьян, которые в колхозы идти не хотели,  власть организовала голод.

В 1933  году по дворам  села Нестеривци  ходили люди со щупами, забирали продукты,  зерно, включая посевное; уносили все, даже горшки из печи, невзирая на слезы и крики «раскулачиваемых»  крестьян. Какие же были сердца у них, у тех активистов советской власти, опричников XX века?

От голода погибли и дед, и бабушка Николая Главчева. В замерзшей земле люди искали клубни картофеля, весной  ели лебеду, «калачики». Николай Степанович вспоминает, что мать боялась выпускать его на улицу, чтобы не съели, в селе было два таких случая. В колхозных кладовых Нестеривцев лежали горы зерна – вспыхнул бунт, люди требовали хлеба, зачинщиков наказали.

Дети пытались собирать колоски, караулили у колхозного поля, ждали, пока скроется объездчик, чтобы что-то съесть, а если удастся, то и набить  пазуху. Это было опасно: по закону «о пяти колосках» уголовная ответственность наступала с 12 лет.

Отец художника Степан Стратонович, не выдержав детского рефрена «Мамо, хочу їсти!»,  схватил свое  черноглазое сокровище и подался в Винницкую область. Он был прекрасным кузнецом, решетки, ворота, любая утварь, выходившие из его рук, вызывали неизменное восхищение. Потом отец женился на другой женщине.

К рисованию живой, смышленый мальчишка пристрастился еще в школе; частенько рисовал на уроках математики, за что, разумеется, не хвалили.

А еще Миколка тосковал по маме, Евдокии Федоровне, оставшейся в далекой Хмельнитчине. Уже будучи взрослым, все свои отпуска Николай Степанович проводил рядом с ней. Художник запечатлел образ Матери на своих полотнах, в Вечности…

О войне  юный Миколка узнал от отца. Однажды, ступив на порог  хаты, отец обреченно произнес: «Война! Меня забирают». Даже проститься не успели. И больше его никто и не видел, погиб где-то под Уманью.

Рядом с селом Варшица располагался военный аэродром, немцы бомбили его нещадно. Крестьяне пытались прятаться в хатах, но кто-то посоветовал: «Бегите на огород, смотрите, куда падают бомбы, свою вы все равно не увидите, но будет не так страшно». Потом немцы вошли в село. Николай Степанович вспоминает: «Было больно и жутко смотреть на наших плененных солдат». Ночь оккупации.

Испугавшись немцев, мачеха Евдокия Федоровна вместе с Миколкой переехала поближе к своим родителям в Одесскуюобласть.

Николай Степанович вспоминает: «Когда освобождали, под Еремеевкой был жестокий бой. Чтобы схоронить погибших, собрали команду подростков. Мы снимали шинели с наших воинов, искали документы, отдавали их старшине; потом хоронили погибших в братских  могилах. Немцев просто засыпали. Девочки падали в обморок.  А бой еще шел на горе, за балкой. Немецкие самолеты летали над головами и продолжали бомбить».

А тогда, весной 1944 года, шестнадцатилетний Миколка просился в действующую армию, на что военком сурово ответил: «Возьмем Одессу – будешь учиться».

Летом 1944 года Николая Главчева призвали в военкомат для прохождения 110-часовой военной программы, но в армию не взяли. В сентябре, не дождавшись призыва, юноша пешком, босой,  пошел в Одессу. Там поступил в мореходное училище. Проучился год. Летом 1945 года направили на плавательную практику. Ходили на  «Тирасе» в Поти, Батуми,  Николаев,  расстреливали всплывавшие магнитные мины. Николай Степанович вспоминает: «Николаев был весь разбит,  порт был разрушен».

Однажды,  когда «Тирас» стоял на якоре, практиканта Николая Главчева послали подменить кочегара. Заступив на вахту, курсант  обнаружил повреждение  дымогарной трубы – доложил механику и, чтобы показать неполадку, открыл  заслонку. Паром ошпарило ноги. В госпитале в Поти провел полтора месяца. Когда начал выздоравливать, рука потянулась к карандашу, вернувшись в мореходку, показал рисунки преподавателям. После этого позвали  в кабинет директора Фролова, он сказал: «У вас талант, поступайте в художественное училище, я отпущу».

Этому предшествовала история. Перед октябрьскими праздниками 1944 года в мореходном училище оформляли портретную галерею. Повесили плакат со словами Сталина, которые Верховный Главнокомандующий произнес во время октябрьского парада на Красной площади в Москве 1941 года: «Пусть вас вдохновят наши великие предки: Суворов, Кутузов, адмиралы Ушаков, Нахимов и Корнилов! Пусть осенит вас знамя великого Ленина!».

Приглашенный в училище художник-профессионал угольным карандашом писал портреты флотоводцев. В помощь ему  поставили курсанта Главчева. Курсант отличился: под руководством мастера написал портреты адмиралов Нахимова и Корнилова. Наградили грамотой.

В Одесском художественно-профессиональном училище Николай Главчев учился у  замечательных преподавателей: А.А.Бутмы, С.П.Нещеретного,  И.И. Хакера.

Окончив учебу, в 1948 году, высокий, статный, склонный к юмору моряк приехал в Николаев. Он так и продолжал ходить в морской форме, выданной в мореходке: в трудные послевоенные времена в военной форме ходили многие. Работал поначалу в художественном комбинате горкоммунхоза. Жил на квартире, там и познакомился с необыкновенно красивой девушкой, звали ее Евгения. Это была любовь с первого взгляда и – на всю жизнь.

Родился сын Юрий, очень похожий на отца, такой же красивый. Сегодня Юрий Николаевич успешно практикует как народный целитель, многим помог, включая и автора этих строк. Редкий дар Юрий унаследовал  от деда, отца Евгении Ивановны, костоправа, известного на всю округу.

Оформительской работы в комбинате было много, а вот тягу художников к творчеству руководство особо не поощряло. В 1951 году организовалось Товарищество художников, атмосфера в нем была замечательная: много работали, успевали и пошутить друг над другом, но, главное, – стали проводить творческие занятия и  ездить на пленэры. Первая групповая выставка состоялась в 1958 году. В 1968-м  товарищество реорганизовалось в Николаевское отделение Художественного фонда СССР. Выставки стали проводиться регулярно, их непременным участником был и Николай Главчев.

Множество полотен мастера посвящено нашему краю: трогают душу «Утро на Буге», «Марьяновский пруд», «Зиздица», «На закате дня», «Солнце над Южным Бугом». «Церковь в Тридубах» художник  воссоздал по воспоминаниям старожилов; люди радуются: такой она и стояла когда-то…

И навсегда Николай Главчев остался верен своей родине – Подолью, воспел его в картинах, написанных и с натуры, и по памяти: «Нестеривский лес», «Лесная поляна», «Зима», «Дубрава», – всех не перечислить. Существует не менее двадцати видов Каменец-Подольской крепости, она расположена в тридцати километрах от родных Нестеривцев, и с ней тесно связана история Устима Кармелюка – любимого героя Николай Степановича.

Немало поездил мастер по городам и весям Советского Союза, и каждый раз возвращался с новыми интересными работами. Великолепное полотно «Утро на Енисее», наряду с другими,  хранится в запасниках художественного музея имени В.Верещагина. Семь картин художник подарил школе села Трихаты.

Один из любимых мотивов в творчестве Н. Главчева – Хотинская крепость. Интересная подробность. В 2009 году участникам III международного конкурса молодых композиторов «ПенtаТОN», который ежегодно проводится в Николаеве под эгидой Союза композиторов Украины,  было предложено задание: написать музыкальное сочинение по мотивам картины Николая Главчева «Хотинская крепость». Первое место в старшей возрастной группе заняла соната для фортепьяно Владимира Костюка (Саратов), которую он так и назвал:  «Башни Хотинской крепости». В беседе дипломант признался: «Импульс  от картины Николая Главчева был такой мощности, что нахлынувшие музыкальные образы осталось только нанести на бумагу в виде нотных знаков».

Художника вдохновляют яркие исторические личности: Тарас Шевченко, казак Гамалия, Петр Сагайдачный, Устим Кармелюк – их графические и живописные портреты поражают  силой и мастерством.

Интерес Николая Степановича к украинской истории давний и неизменный. Об этом его картины «Казацкая сторожевая башня на Диком поле», «Дозор», «Башня Кармелюка», «Буго-Гардовский казак в дозоре». Когда в 1971 году Николай Главчев написал картину «Казачий дозор», настойчивых советов руководства «переделать их в буденновцев» было немало. Устоял.

Вместе с коллегами мастер оформил два народных музея в селах Кривоозерского  района – Малой Мечетне и Тридубах, участвовал в создании Музея судостроения и флота.

В семидесятые годы, когда гонения на религию, начатые в первые годы советской власти, еще продолжались, Николай Степанович увлекся иконописью. Своим внутренним взором он видит лики святых и воссоздает их на полотнах.   Написал иконы для Свято-Михайловского храма, что в Пелагеевском монастыре: Сергия Радонежского, Пантелеймона Целителя, Николая Чудотворца. Для Воссиятской церкви написал Богоматерь, равноапостольного князя  Владимира, Николая Чудотворца. Для церкви св. Пантелеймона, что на ул. Володарского, расписал весь иконостас. Николай Степанович смеется: «Я столько в свое время написал членов Политбюро, что теперь святых мне нужно написать никак не меньше».

Творчество Николая Главчева разнообразно и в жанровом отношении, и в стилистическом: пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые полотна выполнены в различных техниках живописи и графики. На своей юбилейной выставке «Україна – в серці моєму», которая прошла в НХМ имени В.Верещагина в 2008 году, художник представил более 90 картин. На самом  деле их создано гораздо больше, но разошлись, хранятся в художественных и краеведческих музеях Украины, в частных коллекциях.

Особая боль художника, участника тех событий – Великая Отечественная война. В Николаевском краеведческом музее хранится монументальное полотно «Боевое задание». Образы героев-десантников, освободителей Николаева излучают силу и мужество, уверенность в том, что боевое задание непременно будет выполнено. Работая над этой картиной, Николай Степанович много общался с участником десанта Героем Советского Союза Куприяновым; он рассказывал, как ненастной ночью 1944-го года десант высадился в районе элеватора. Путь прокладывали разведчики, они финками убивали охранников порта. Ольшанскому докладывали: «Барана убрали». Когда начался бой, фашисты травили десантников газом. От взрыва упала плита, под ней погиб Ольшанский. Матросу Ходыреву взрывом  оторвало руку –  он с гранатой бросился под немецкий танк.

6 мая в Николаевском доме художника открылась выставка,  посвященная 65-летию Победы. Там можно увидеть полотна Николая Главчева: «Десантники Ольшанского», «Подвиг Ходырева», «Солдатская вдова», «А мать ждет…» и романтических «Журавлей», навеянные песней на стихи Расула Гамзатова… А в  Киевском доме художника выставлены пронзительные «Живые и мертвые».