«Хорошо сидим»: история стульев в Гамбурге

«Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре», — любил говорить знаменитый датский дизайнер Вернер Пантон. Свидетельство тому — выставка необычных моделей стульев в Гамбургском музее искусств и ремесел.

Говорят, что стулья — визитная карточка дизайнера, даже если проектирование мебели не является для него главным. 100 необычных стульев, кресел, шезлонгов и табуретов представлено в пяти экспозиционных залах выставки, развернутой в Гамбургском музее искусств и ремесел (Hamburger Museum f?r Kunst und Gewerbe). Экспозиция, как подчеркнуто в названии выставки, иллюстрирует последние полвека «дизайна стула» («50 Jahre Stuhldesign») — с 1960 года до наших дней. А «экспонаты» — не просто объекты, но чаще всего — настоящие произведения искусства.

Bildunterschrift: Вернер Пантон. Стул “Panton Chair” (1960)

Яркие, веселые цвета, округлые формы, много пластмассы, — так было модно сидеть в озорные шестидесятые годы. Вот сиреневый стул, сделанный из единого куска формованного пластика. Этот шедевр создал в 1960 году датский дизайнер Вернер Пантон. Его стул — один из центральных экспонатов раздела. «Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре», — такого принципа придерживался знаменитый датчанин.

Восседать в кресле ярко-оранжевого цвета, по форме напоминающем то ли таблетку, то ли лепешку, действительно и весело, и удобно. Это знаменитое кресло «Пастилли». В 1967 году его разработал финский дизайнер-новатор Ээро Аарнио. В нем можно не только сидеть, но и плавать: кресло прекрасно держится на воде.

Надо подчеркнуть, что многие экспонты выставки — не просто «искусство для искусства»: они нашли широкое практическое применение (для этого и создавались). Вот, например, двухместный диванчик, обитый синим дерматином. В шестидесятые годы такие красовались в вагонах электричек, курсировавших по Гамбургу.

Созданное в 1969 году произведение культового итальянского художника, архитектора и дизайнера Гаэтано Пеше «Донна» представляет собой надувное резиновое кресло, повторяющее формы богини плодородия. К креслу прикреплен мяч, который служит своеобразной подставкой для ног. Он соединен с креслом с помощью шнура. Если слегка ударить по мячу ногой, тот отлетает на небольшое расстояние, а потом снова возвращается на место. Игра? Или метафора?

«Изюминка» зала, посвященного семидесятым годам, — стул немецкого дизайнера Штефана Веверки (Stefan Wewerka). Он парадоксальным образом символизирует нестабильность. Тот, кто садится на этот стул, рискует свалиться на пол. Но и многие другие экспонаты считаются классикой: например, кресло для сада или веранды «Солнечный шар» (1972) немецких дизайнеров Гюнтера Фердинанда Риса (G?nter Ferdinand Ris) и Херберта Зельдорфа (Herbert Selldorf). Это конструкция из двух полусфер, которые могут соединяться и закрываться. Тогда сиденье и спинка защищены от дождя.

Bildunterschrift: Фрэнк Гери. Стул “Wiggle Side Chair“ (1972)

А эта своеобразная сложенная лента — знаменитый стул Wiggle Side Chai. Его придумал близкий к деконструктивистам и известный своим пристрастием к неожиданным формам американский архитектор и дизайнер Фрэнк Гери.

Bildunterschrift: Марк Ньюсон. Стул «Wooden Chair» (1988)

Символом 1980-х годов стали забавные творения группы итальянских художников-постмодернистов группы «Memphis». Они разработали «антифункциональную» мебель, воплощение «чистой формы». А вот стул «Well Tempered Chair» (1986): четыре металлических листа скреплены между собой и пружинят, когда садишься. Автор оригинального кресла — работающий в Лондоне выходец из Израиля Рон Арад, один из самых выдающихся дизайнеров нашего времени, много работающий с закаленной сталью и всегда смело идущий на эксперименты.

Надо сказать, что металл как материал дизайнеры позже стали презирать. В девяностые годы они отдавали предпочтение более практичным вещам. Это время возврата к удобной мебели простых и четких форм. Для ее изготовления дизайнеры все чаще использовали дерево.

В 21 веке дизайнеры мебели уже обращаются к самым разным материалам. Они ратуют за экологичность и бережливость.

Bildunterschrift: Филипп Старк. Стул “Louis Ghost” (2002)

В зале современной мебели мы найдем и модернисткое «ретро» — например, пластмассовый стул в стиле Баухауза, изготовленный в 2002 году. Его автор — знаменитый французский дизайнер Филипп Старк. А более молодые дизайнеры вроде голландца Йориса Лаармана или француза Патрика Жуэна разрабатывают на компьютере функционально оптимизированную мебель без каких-либо излишеств.