Хокусай — старик, одержимый рисованием

В берлинском выставочном зале Мартин-Гропиус-Бау, где проходитпервая в Германии ретроспектива творчества Кацусики Хокусая (1760-1849), царит полумрак. Старая бумага не выносит яркого света. Выставлено около 450 работ. Большинство из них заполнены мелкими деталями, у пиний прорисованы иголки, на стволах — завитушки и складки коры. Трудно поверить, что мириады этих тонких линий были вырезаны в дереве, ведь подавляющее большинство работ мастера — это ксилографии, то есть гравюры на дереве.

За 70 лет творчества японский иллюстратор и гравер Кацусика Хокусай сменил 30 имен. В последние годы он называл себя «стариком, одержимым рисованием». Самые известные на Западе гравюры мастера были созданы, когда он уже достиг шестидесятилетнего возраста. К ним относится серия «Тридцать шесть видов Фудзи», в которой на самом деле 46 листов. Изображены пейзажи и сцены из жизни провинций вокруг Фудзи, а также сама священная гора с близкого расстояния.

Самый знаменитый лист серии показывает вид на гору со стороны моря. Огромная синяя волна с коварной и колючей белой пеной нависает над рыбацкой лодкой, на горизонте — синяя Фудзи. Эта картина весьма известна в Европе, но европейцы смотрят на нее неправильно, слева направо. Для японца изображение разворачивается справа налево: лодка скользит под гору прямо в пасть огромному девятому валу. Так композиция кажется более динамичной. Впрочем, на фоне остальных гравюр знаменитая «Большая волна в Канагаве» не особенно сильно выделяется. Всем творениям позднего Хокусая присуща выразительность, поскольку художник использовал плотные массы интенсивного цвета.

Bildunterschrift: «Большая волна в Канагаве»

На берлинской выставке есть много неожиданного. В особенности удивляют ранние работы мастера. Это, скажем, серия видов Эдо (так ранее назывался Токио), выполненных в голландском стиле. Хокусай пробовал изображать деревья как трехмерные шары и деформировать пейзаж в соответствии с правилом центральной перспективы. Техника изображения похожа на ту, что позже при написании пейзажей использовали Матисс и его соратники-фовисты. Интересно рассматривать и пробные оттиски гравюр, а также эскизы к ним.

Но все-таки самое удивительное — это книги, которые издавал Хокусай. Художник иллюстрировал знаменитые театральные драмы, прозу, в том числе и свои собственные романы. Иллюстрации напоминают современные комиксы. На них невозможно смотреть без содрогания. Рисунок извивается и бурлит. Огромные фигуры сочетаются с крошечными, пространство причудливо напластовывается и ломается.

Еще один интересный экспонат — это 15 выпусков серии иллюстрированных альбомов «Хокусай манга», которые служат источником вдохновения и для современных авторов комиксов. До сих пор манги Хокусая переиздаются и пользуются большой популярностью. Правда, при жизни художника слово «манга» имело несколько иное значение: «всякая всячина, нарисованная без всякой цели».

Bildunterschrift: Приемы боя на мечах на развороте манги

Хокусай показывает, как следует рисовать лица, руки, позы людей. Есть изображения буйволов, рыб, птиц, всевозможных растений. Мосты, берега реки, волны, облака, горы, деревья, демоны, духи… В некоторых выпусках манги показано, как строятся пагоды или лодки. Много орнаментов предназначено для украшения гребней и курительных трубок, оружия, тканей и кухонной утвари.

Все линии — родственники японских иероглифов, они прихотливо и быстро меняют направление движения. Рисунки Хокусая устроены обманчиво просто, они весьма конструктивные. Хокусай фактически создал визуальную энциклопедию жизни Японии в его времена, нарисовал все, что можно было вообще нарисовать. Невозможно отделаться от ощущения, что мастер владел огромным запасом элементов, из которых, как из деталей конструктора, собирал свои бесчисленные рисунки.