Happy New Ears!

Композитора Джона Кейджа можно назвать одним из создателей современного типа мышления, причем повлиял он не только на развитие музыки, но и на contemporary art – неудивительно, что в Москве ему посвятили именно две выставки, а не серию концертов – обе организованы ГЦСИ, «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» , с партитурами, графикой, записями концертов, проходит в их здании (до 28 января) , «Эксперименты Джона Кейджа и их контекст» , в основном состоящая  из посвящений российских и западных художников и композиторов Кейджу – в фонде «Екатерина» (до 20 января) . 

Он «освободил звук» — так парой слов описывают его роль. Приятие всего слышимого в качестве музыки – утверждение, что автономия искусства невозможна и недемократична. В своей «Лекции о нечто» (1959) увлеченный восточной философией Кейдж говорил:« Нельзя удержать принца в стенах дворца. Он волей-неволей однажды выйдет наружу и, увидев болезни и смерти вокруг…станет Буддой.  За стенами моего дома слышны  звуки с реки, шум уличного движения, ссоры соседей, и, поверх этого, скрип педалей рояля». В этом есть и отражение до сих пор актуальной борьбы художников с «белым кубом» — стерильным галерейным и музейным пространством и произведениями, созданными специально для него и теряющими силу в любой живой обстановке.  Упоминание о Будде  здесь – не стремление к нирване, но предвестье искусства 1990-2000, озабоченного социальными проблемами. 

Самым знаменитым его  произведением стало «4.33»:  4 минуты 33 секунды исполнитель не должен ничего играть, на любом инструменте, обозначив начало и конец, как пожелает  – так, Дэвид Тюдор в начале исполнения закрыл крышку рояля, а в конце – открыл. Скрип стульев, кашель, шорох юбки — все это как бы становилось частью произведения, каждый раз иного. «4.33», вообще-то, была написана для звукозаписывающей компании Muzak, и эта дорожка на виниловой пластинке должна была подарить слушателю немного тишины. Но даже если слушать композицию дома, в частном порядке, а не на концерте – в нее включатся сопение чайника, топот котов, звуки автомобильной пробки за окном… Тишины не бывает:  Кейдж провел эксперимент, находяcь в полностью звукоизолированной комнате Гарвардского университета – и там он постоянно слышал два звука, высокий и низкий, заключенные внутри него самого, звуки работы его нервной и кровеносной систем.

Джон Кейдж, «Рёандзи», 1983-85. Версии для ударного инструмента (слева) и для флейты (справа). @Henmar Press

Кейдж дарит тишину и утверждает ее невозможность  – противоречие вполне в духе учения дзен. Один сэнсей, когда его ученик спрашивал его о природе Будды, молча поднимал вверх указательный палец. Однажды кто-то спросил ученика о том же – и он так же поднял палец, думая, что это все объясняет. Сэнсей, увидев это, в гневе отрубил ученику палец. Тот вновь спросил о природе Будды – и учитель вновь поднял палец. У Кейджа был похожий случай, только без нанесения физического ущерба ученику. Кейдж, утверждавший значимость случайности, писавший свои произведения при помощи «Книги перемен», бросая монеты, однажды на лекции рассказал о том, как он берет фактурную бумагу, чертит на ней нотные линейки, и там, где карандаш подпрыгивает на неровностях, он проставляет ноты. Студент после задал вопрос: «Это значит, что я должен выбрать максимально неровную бумагу?», тем самым проявив полное непонимание. 

Source: