halloART — Все выставки Государственной Третьяковской галереи — МАЙ 2013 года. Путеводитель halloART.ru

Михаил Нестеров. Молчание. 1903. Холст, масло. 71,7×116

Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал, д. 10, залы 60–61

В творчестве выдающегося живописца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) отражены важнейшие черты русского характера и природы России. Содержанием и глубиной искусство Нестерова во многом созвучно религиозным исканиям в русской литературе и отечественной философской мысли рубежа XIX–ХХ столетий. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы Нестерова выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1890), открывшей цикл произведений, посвященных преподобному Сергию Радонежскому (1321–1392). Более 200 экспонатов из музеев и частных коллекций России, Украины и Беларуси представят широкий спектр художественных интересов мастера: портрет, пейзаж, картины на религиозные темы. Помимо станковых произведений, в экспозицию войдут эскизы и картоны к росписям Владимирского собора в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, в церкви Спаса на Крови в С.-Петербурге. В монументальных работах М.Нестеров синтезировал традиции западноевропейского искусства, в частности, ориентировавшихся на мастеров Раннего Возрождения английских художников-прерафаэлитов, с национальным стилем русского неоромантизма рубежа XIX–ХХ столетий.

Подробнее : Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения

__________________________________________________ _________________________

Неизвестный художник. Портреты «поморских отцов» ( «старообрядческих деятелей»). Андрей Денисович. 1813. Темпера, бумага с филигранью. 34 х 21. Фрагмент

Православные древности Серпуховского края из собрания Серпуховского историко-художественного музея

Третьяковская галерея (Инженерный корпус), Москва, Лаврушинский пер., д. 12, 2 этаж

За 95 лет существования музея здесь собрана обширная коллекция русского и западноевропейского искусства. Одной из наиболее важных ее частей является фонд древнерусского искусства, насчитывающий свыше 1000 произведений. Большинство из них поступили в музей из местных монастырей и церквей, а также из богатого собрания старообрядческих икон и реликвий знаменитой серпуховской промышленницы А.В.Мараевой. В состав 38-й выставки проекта «Золотая карта России» войдет более 50 икон и других раритетов конца XV–XIX века. Впервые после реставрации будет экспонироваться новгородская икона конца XV века «Николай чудотворец с житием». Среди уникальных произведений – Вкладная книга (1576 (?)) и напрестольное Евангелие (Москва, середина XVII века) из Высоцкого монастыря в Серпухове; панагия (Москва, вторая половина XV века) из Владычного монастыря; 11 портретов «поморских отцов» или «старообрядческих деятелей» (по музейным документам), выполненных темперой на бумаге с филигранью в 1813.

Подробнее : Православные древности Серпуховского края из собрания Серпуховского историко-художественного музея

__________________________________________________ _________________________

Борис Мессерер. Старая Таруса. Городской пейзаж. 2004. Бумага, акварель. 49х65

Третьяковская галерея (Инженерный корпус), Москва, Лаврушинский пер., д. 12, 3 этаж

Борис Асафович Мессерер (род. 1933) – живописец, график и сценограф, представитель знаменитой театральной династии. Он принадлежит к поколению «шестидесятников», ломавших стереотипы советского искусства, не желая подчиняться идеологическим догмам. Б.Мессерер – один из создателей знаменитого альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие В.Аксенов, Б.Ахмадулина, А.Битов, В.Высоцкий и другие. На ретроспективной выставке, приуроченной к 80-летию художника, центральное место займут инсталляции «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011) – работа, посвященная репрессиям 1937 года. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Б.Мессерер. В экспозицию войдут живописные пейзажи 1960-х и абстрактные композиции конца 1970-х – начала 1980-х годов, серия рисунков углем «Белые ночи», а также выполненные в технике акварели виды Тарусы и портреты Беллы Ахмадулиной, жены художника. Особое место на выставке займут более двадцати цветных офортов, уникальных по размеру и технологии изготовления.

Подробнее : Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции

__________________________________________________ _________________________

Орлов С.М. Друзья-дежурные. 1943. Фарфор, роспись подглазурная, полихромная.

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал,д. 10, зал 24

Экспозиция представляет вторую часть цикла «Идеалы ушедшей эпохи» (вслед за первой частью – «Радость труда и счастье жизни»), продолжая серию камерных выставок из фондов скульптуры первой половины ХХ века. Она отражает еще одну грань советской эпохи, далекую от идеологии, пафоса трудового подвига и общественного служения, – мир частной жизни. Будучи самостоятельной, выставка вместе с тем образует смысловое единство с предыдущей экспозицией. Произведения демонстрируют и свободу от идеологических мифологем времени, и сложную взаимосвязь с ними. Наиболее интересная часть экспозиции – работы портретного жанра в самых разнообразных формах и видах: камерный и парадный портрет, круглая скульптура, рельеф, портретная статуэтка. Ряд произведений экспонируются впервые. На выставке представлены работы таких скульпторов как И.М.Чайков («Материнство», 1953, мрамор; «Швея», 1953, терракота), Е.Ф.Белашова («Моя дорогая», 1964, бронза), И.Г.Фрих-Хар («Пионерка-отличница Галя», 1949, мрамор) и других.

Подробнее : «Мир семьи и детства. Образы ушедшей эпохи»

__________________________________________________ _________________________

Анатолий Комелин. Облака № 1. 2008. Фанера, жесть, бумага, рейка. 73х95х11. Собрание автора.

Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал, д. 10, залы 80-82

Анатолий Федорович Комелин (род. 1953) – один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. Родом из Марийского края, с 1981 года живет и работает в Москве; в летнее время его мастерской становится дом в Тарусе. Первоначально создавая работы в традициях фигуративной пластики, А.Комелин пришел к сдержанному и аскетичному художественному языку. В работах, выполненных в дереве или камне, он избегает детализации, демонстрируя силу и выразительность пластического минимализма. На протяжении последних десятилетий А.Комелин работает в двух направлениях – создает станковую скульптуру и объекты, а также рельефы для православных храмов. На выставке, приуроченной к юбилею художника, будут демонстрироваться более 40 произведений – от станковых работ («Грибники», 1993; «Жены-мироносицы», 2008; обе – дерево, ГТГ) до крупноформатных объектов, выполненных в последние годы («Вертолет», 2008; «Края разрыва», 2013; «Асимметрия пейзажа», 2013; все – дерево, смешанная техника, собственность автора). Впервые зрителям будет показано шесть каменных рельефов, выполненных для Праздничного чина иконостаса храма Воскресения Христова в Переделкине.

Подробнее : Анатолий Комелин. Края разрыва. Скульптура 1980–2010-х годов

__________________________________________________ _________________________

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). «Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Картон для росписи барабана главного купола. Трехчастная композиция. Холст, масло. 295х1446. ГТГ

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885–1896

Третьяковская галерея (Главное здание), Москва, Лаврушинский пер., д. 10, зал № 39

Виктор Михайлович Васнецов, один из самых знаменитых русских художников второй половины XIX – начала XX века, известен, в первую очередь, как автор картин на жанровые и былинно-сказочные сюжеты. Однако большое место в его творчестве занимала монументальное искусство, в первую очередь – религиозная живопись. На выставке будут представлены все хранящиеся в Галерее живописные эскизы и часть графических работ В.Васнецова к росписям Владимирского собора – храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси.

Подробнее : «Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве, 1885–1896 года». Выставка в Третьяковской галерее

__________________________________________________ _________________________

Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981). «Старый город», 1932. Холст, масло. 56х65. Третьяковская галерея

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал, д. 10, залы 21-22

Валерий Всеволодович Каптерев (1900–1981) – живописец и график, член художественных объединений «Цех живописцев» (1923–1928), «Бытие» (1928–1930), входил в Общество московских художников (1930–1932). Выпускник живописного факультета Вхутемаса В.Каптерев был учеником, другом и соратником А.В.Шевченко, художника и теоретика искусства. В 1919 В.Каптерев стал одним из организаторов выставки «Цветодинамос и тектонический примитивизм», программные установки которой были сформулированы А.Шевченко: «Краски и цвет – … та волшебная палочка, которая вдохновляет художника, дает ему импульс и побуждение к творчеству». Цвет – наиболее выразительное художественное средство в произведениях В.Каптерева. Дар колориста обусловил интерес В.Каптерева кискусству и быту Востока. Учась во Вхутемасе, художник совершил первую поездку в Среднюю Азию, ставшую для него источником вдохновения на долгие годы. В 1949 В.Каптерев был исключен из МОСХа за «формализм», в конце 1950-х – восстановлен, но запрет на его участие в выставках остался до конца жизни. Художник продолжал активно работать в 1960–1970-х годах. Фантастические образы, парадоксальные черты обыденности в произведениях В.Каптерева, обращение к античным, ветхозаветным и евангельским мотивам позволяют искусствоведам характеризовать творчество художника как «магический символизм». Почти все довоенные картины В.Каптерева были утрачены. Редкие сохранившиеся – «Ночной натюрморт» (1931) и «Старый город» (1932), обе из собрания Третьяковской галереи, будут представлены на выставке. Также в состав экспозиции войдут живописные холсты и картоны 1940–1970-х годов из собрания семьи художника и частных коллекций.

Подробнее : Живописные метафоры Валерия Каптерева

__________________________________________________ _________________________

Сапгир Генрих Вениаминович (1928-1999). Объект «Дух, душа, тело», 1975. Мужские рубашки, фломастер.

Новая экспозиции новейших течений «Монументы и документы»

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал, д. 10, залы 39–42

Раз в два года, Третьяковская галерея представляет новый вариант экспозиции искусства 1960–2000-х годов, предлагая зрителю актуальные концепции его интерпретации. Это позволяет демонстрировать новые поступления, а также произведения молодых художников, чьи работы находятся впроцессе апробации в музейном пространстве. Новая экспозиция представляет искусство как процесс перехода от «монументов» модернизма к «документам» постмодернизма, от идеологического сознания к постидеологии новейшего времени.

Подробнее : Новая экспозиции новейших течений «Монументы и документы» в Третьяковской галерее

__________________________________________________ _________________________

Борис Орлов. Архитектурный ордер №2. 2011-2012. Дерево, эмаль. 110х180х10 (30 кг) Собрание художника.

Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, ул. Крымский вал, д. 10, зал спецпроектов 38

Борис Орлов (р. 1941) – известный российский художник, скульптор, один из ведущих представителей соц-арта. Название проекта указывает на нечто утраченное, но постоянно напоминающее о себе. Такой утраченной, но ставшей плодотворным источником для Б.Орлова, стала советская эпоха. Тема времени – сквозная в творчестве художника. В своих произведениях он «расчищает» воспоминания о советской империи, ее культурные и социальныекоды, деконструирует мифы и создает новые. В двух частях спецпроекта – «Безжалостный Хронос» и «Опыты реставрации» – художник обращается к теме героизма, стремясь определить ее современное понимание. Экспозиция включает 24 произведения, среди которых скульптурные и живописные объекты, настенные рельефы.

Подробнее : «Фантомные боли». Спецпроект Бориса Орлова в Третьяковской галерее на Крымском Валу / Москва

__________________________________________________ _________________________

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

Дары и приобретения. Новые поступления в собрании графики XVIII – начала XX века

Третьяковская галерея (Главное здание), Москва, Лаврушинский переулок, д. 10, залы 49–54

Выставка представит итоги пополнения фондов графики с 2000 по 2012 год. За последние годы кардинально изменился характер собирательской деятельности музея. Основными источниками поступлений стали дары и приобретения главным образом за счет пожертвований людей и корпораций, для которых по-настоящему важны идеи меценатства. Их усилиями фонды графики пополнились несколькими первоклассными коллекциями и рядом ценных произведений. Выдающееся по художественному качеству собрание театральных работ Н.Н.Сапунова было передано в дар вдовой известного московского собирателя Е.А.Гунста; значительная коллекция рисунка рубежа XIX–XX веков поступила в музей по завещанию народной артистки СССР В.Г.Дуловой; большое собрание графических работ М.В.Нестерова включено в фонды Галереи по воле его дочери – Н.М.Нестеровой. В состав выставки войдут работы А.Н.Бенуа, М.А.Врубеля, И.И.Левитана, И.Е.Репина, А.К.Саврасова, В.А.Серова, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других.

Подробнее :

__________________________________________________ _________________________

ВНИМАНИЕ !

Обращаем внимание на режим работы Государственной Третьяковской галереи :

Работа Третьяковской галереи в праздничные дни :

1, 2, 3, 4, 5 мая – экспозиции и выставки открыты для посещения в обычном режиме.

6 мая – экспозиции и выставки закрыты для посещения.

7, 8,…

Источник: