GZT.RU — Марк широко Шагал и Иосиф Бродский неожиданно встретились на выставке

Борис Пастернак глазами Юрия Купера, Иосиф Бродский глазами Эдуарда Штейнберга — эти и другие, более классические, примеры «книги художника», или livre d’artiste, представлены на выставке в ММСИ.

Книга художника, или livre d’artiste,— особый жанр искусства, появившийся во Франции больше ста лет назад. Произведения, созданные художниками под впечатлением от литературных произведений, представляют собой не просто книги с картинками, а полноценные арт-объекты. Московский музей современного искусства впервые знакомит столичную публику с классическими образцами этого жанра.

В больших стеклянных кубах, установленных в залах ММСИ на Тверском бульваре, аккуратно разложены фолианты, раскрытые так, чтобы можно было видеть и страницы, и переплет. Переплет тут не менее важен, чем содержание, как и обложка, шрифт и даже бумага, на которой напечатана книга. Все это — неотъемлемые художественные составляющие каждого объекта. Это не просто книги с иллюстрациями и не художественные альбомы. Это именно книги художников, в которых эти художники «рисуют» литературу.

Главная тема экспозиции в ММСИ — связь России и Франции в литературно-художественном аспекте. Эмигрировавший во Францию Эдуард Штейнберг рисует стихи Бродского, Юрий Купер, тоже уехавший и известный на Западе не меньше Ильи Кабакова,— лирику Пастернака. Шире всего представлен уроженец Белоруссии (бывшей на момент его рождения частью Российской империи), окончивший свои дни в Провансе, — Марк Шагал. В экспозиции — три созданных художником livre d’artiste. Проследить основные пункты биографии художников, представленных на выставке, можно тут же: экспозиция открывается галереей портретов и рассказами о жизни каждого из них.

Каждая книга, по-своему прочитанная художником,— как театральная постановка, которая показывается зрителю вместе с текстом пьесы. При этом все они — очень своеобразны. Художники используют разнообразные техники, материалы и форматы.

Юрий Купер лирический сборник Пастернака «Сестра — моя жизнь» сделал одним целым со своими нежными, палево-дымчатыми офортами — здесь есть рассыпанные спички, свеча, букет сирени. Поэму Клода Авелина «Портрет птицы-которой-не-существует» припечатывают к стенам кубистические литографии Осипа Цадкина, напоминающие разом и несуществующую птицу, и, собственно, эскизы скульптур Цадкина. Стихи Жака Превера о L’atelier de Pougny — студии Пуни — размашисто сплетает с натурой сам Иван Пуни, ставший Pougny после эмиграции во Францию.

Livre d’artiste художника Марка Шагала и поэта Луи Арагона — это сплав стихотворений, написанных Арагоном о Шагале, и рисунков, сделанных Шагалом для Арагона. Еще одна работа Шагала, представленная в экспозиции, для него нехарактерна: художник создал 15 черно-белых офортов по рассказу Андре Мальро о гражданской войне в Испании. Это редкий случай обращения Шагала к военной теме, не отменивший, впрочем, его почерка: к концу вместо военных самолетов на рисунках появляются птицы.

Получить удовольствие от выставки может помешать лишь одно: изучая книгу художника, хочется ее рассматривать и читать одновременно . Подавляющее большинство текстов, однако, на французском, и переводом они не сопровождаются. Впрочем, порой он и не возможен: как перевести «буквопостроения» Эйфелевой башни или мандолины Аполлинера, например? Поэтому, если вы не знаете языка, стоит захватить с собой карманный словарик, чтобы понять хотя бы основной смысл.

Все книги художников, представленные на выставке — классические произведения своего жанра. Большинство из них были изданы в середине прошлого века, все, как и бывает с подобными уникальными изданиями,— очень ограниченным тиражом, от нескольких десятков до нескольких сотен. Каждый экземпляр, как правило, пронумерован и подписан либо художником, либо литератором, либо издателем, а иногда и всеми участниками процесса. С ювелирной точностью подобранный шрифт, сделанные вручную переплеты, специально подобранные способы печати — эти книги являются настоящей штучной работой и послужат ценными экземплярами любой коллекции.

Большинство livre d’artiste и хранится в частных коллекциях либо в собраниях зарубежных музеев. Несмотря на то что московский зритель с феноменом «книги художника» знаком (не в последнюю очередь благодаря ежегодно проходящей в ЦДХ одноименной выставке-ярмарке), чаще всего он видит работы последователей тех, кто сформировал жанр livre d’artiste. Классические работы в Москве показывают впервые.

В рамках той же программы «Мировые шедевры книги художников», к которой относится нынешняя выставка в ММСИ, уже показывали создание livre d’artiste на современный лад: художник Виктор Гоппе работал со «Словом о полку Игореве». На очереди — Livre d’artiste Picasso («Книга художника Пикассо») и выставка, посвященная создателю жанра «книга художника» Амбруазу Воллару.