Гумаров, Сакен

Работал театральным режиссером, актером. Первые живописные работы датированы 1955 годом. Первые персональные выставки прошли в Киеве в 1990—1991 годах в Украинском доме, Историческом музее Украины, Доме Художника, в Москве и Будапеште, затем в Алма-Ате Сакена Гумарова принимают в Союз Художника, в г. Уральске появляется музей Сакена Гумарова. Настольной книгой, учебником художника была теория Л. Н. Гумилёва — «Этногенез и биосфера земли». Из этой книги был взят термин «аттрактивизм» для направления искусства, как принцип положений, позволяющий впоследствии описывать аттрактивизм только с некоторых точек зрения, так как нет в нём негативного мироощущения.

Сакен родился на Букеевщине в краю горячих песков и раскалённого воздуха на северо-западной окраине Казахстана. Этот край известен деятелями музыкальной культуры Казахстана. На земле древнего Букеевского ханства «жил великий дух предков — Аруах», которого изобразил художник. О своих работах художник писал так, «зыбучие и сыпучие пески несут в себе растворённый электрослед прошлых забытых цивилизаций. Забытых…? В художнике закодирована память предпрошлого. Материалы В.Григоркиной, журналистки из Уральска. «Эта тема проходит через его творчество и сближает его с исследованиями и поисками Льва Николаевича Гумилёва . Художник не буквально поддерживает открытия учёного. Он работает по теме этногенез и культура в цикле работ „Тюркское“. История взаимодействия общества, естественного и искусственного, достижения цивилизации и искусства интересуют его. Многие картины написаны с большим чувством юмора и иронии. Цикл работ „Бестиарии“, незаконченная серия „Гуси“ — философские размышления.

Он показывает „ритмы этнического поля“, летописи, мифы видимого и невидимого, демонстрируя тезис Гумилёва, что» в основе этнической диагностики лежит ощущение», живописным языком касается темы истинности и справедливости. Серии работ «Головы и фигуры», «Астральное», «Мыслиформы» решены в ощущении дискретности времени. В художественном творчестве более всего художник ценил оригинальность сюжета и композиции — «Свободу. Я ценю и добиваюсь свободы» Из воспоминаний о встречах с Сакеном Гумаровым — Киев-Москва, 90-е годы -говорил он на открытии выставки в Москве. Красота, оттенки краски в его работах наделены привлекательностью и суггестивны. Все картины Сакена Гумарова способны структурировать пространство на расстоянии не менее 5 — 6 метров.

Пребывание в пространстве экспозиции художника в некоторой мере облагораживает среду и не исключено чувство дискомфорта для людей не разбирающихся в искусстве. Ритмы ощущений и ассоциаций, эмоциональное начало в работах свидетельствует о высоком уровне культуры автора, обусловленного национальной культурой.

Хорошо что есть материал о Сакене Гумарове. Текст составлен с использованием материала о казахском художнике Сакене Гумарове. Материал был подготовлен к дням Казахстана на Украине, где должна была быть персональная выставка этого художника (принадлежит к направлению искусства аттрактивизм.) В начале 90-х 20 столетия в Киеве проходят последовательно три персональные выставки художника Сакена Гумарова (род. 3.02 1937 — умер январь, 1995): в Украинском доме (тогда музей В. И. Ленина), в Государственном историческом музее и Доме художника. Все выставки имели большой успех и сопровождались обсуждениями — это и истоки национального, и традиции современного искусства, авангардное мышление художника, не раз перечислялись направления и фамилии известных художников первой половины 20 века. Художник получил образование в Ленинграде, где по вопросам истории искусства и искусствоведения одно из самых лучших в мире информативное образование. Только надо сейчас вспомнить хотя бы конспект лекций Бориса. Виппера и ныне здравствующего А Г. .Костеневича, который работает в Эрмитаже и многих других учёных и заслуженных преподавателей. Сакена Гумарова интересовало всё , что проходило в Киеве . В это время была интересная выставка «Наивное искусство Украины»(«примитивизм»), Сакена привлекало творчество Ел. Мироновой. Он вспоминал, что думали об этом направлении французы и их идеолог поэт Аполлинер .(На выставке Сакена экспонировались работы под названием «Бестиарии». Художник знал работы фовиста Рауля Дюфи http://www.demiseason.narod.ru/ist_isk.html ). Часто зачитывал Сакен Гумаров цитаты из книги Василия Кандинского «О духовном в Искусстве» (впервые эта книга была опубликована на немецком языке в 1911 году). «Дух искусства…может быть познан только чувством»,- писал В.Кандинский: «Путь туда пролагает талант художника», « есть принцип целесообразности затрагивания человеческой души». Сакен был образованным человеком и имел редкую на то время эрудицию по вопросам знания художественных направлений в изобразительном искусстве, отдавал предпочтение творчеству отдельных художников и интересовался наукой. Любимой книгой его была «Этногенез и биосфера земли» Л. Н. Гумилёва. Размышления художника и идеи совпадали с мыслями учёного, и нашли место в картинах — рассказах о древних этносах в циклах «Тюркское», «Память предпрошлого», «Гуси» и других. Особое внимание в обсуждениях с организаторами будущих его выставок, (выставка «Мыслиформы» должна была в скором времени состояться в Вильнюсе на соционическом семинаре, который проводила создатель науки Соционика Аушра Аугустинавичуте (среди организаторов В.Тацяк, Сауле Лесауските), а затем выставка должна была пройти в Государственном музее, тогда ещё Свердловске.) внимание было обращено на главу в «Этногенезе…»- «Пассионарность и сфера сознания». В этой главе Лев Николаевич Гумилёв вводит термин «attractio» от латинского слова и понятие « аттрактивность», учёный добавляет, что впрочем «природа аттрактивности неясна пока». Так возникла предпосылка к возникновению термина, как направления в искусстве — аттрактивизм . В дальнейшем все выставки художников и в первую очередь Сакена Гумарова стали причисляться к направлению «аттрактивизм» .Выставки часто насилии исследовательский характер — дополнялась и становилась более полной концепция направления и добавился «аттракт», как понятие (Н,Клещевникова, Ев. Литровник). (Концепция http://russika.ru/ef.php?s=3438 ) Впервые слова аттрактивист, аттрактивизм прозвучали в значение близком к понятиям Л. Н. Гумелёва в оценке творчества художника в России в Москве на открытие выставки Сакена Нажметдиновича Гумарова в культурном центре на Волхонке, в выступлении автора этой статьи в 1991году. (В печати терминология освещалась на .англ. яз. в (Kyev-post), «New art concept attracts», 2001, а на протяжении последних 8 лет термин в широко используется в искусствоведении).На открытии этой московской (1991) выставки искусствоведы и гости сравнивали творчество художника с Василием Кандинским и упоминали о «Голубом всаднике»(объединение художников возникшее в 1911 году, и показавшее свои работы в 1912 году на выставке в галерее «Буря» в Мюнхине .Один из руководителей В. Кандинский, он выпускал альманах «Голубой всадник».Эти художники разделяли принципы экспрессионизма, но отличались друг от друга по характеру творчества и мировоззрению.)В выступлении ях подчеркивалось некоторое различие (присутствие чувства особого юмора и некоторых фовистких чёрточках в формальном содержании картин). Эта выставка Гумарова существенно отличалась в содержании от киевских, была выдержанна в культурных традициях национального. Сравнения Сакена в выступлениях с В.Кандинским (1866—1944) заставляли вспомнить замечательные слова Франка Марка о «Голубом всаднике» и искусстве: « Мы противопоставляем великим столетиям своё Нет… Нет мы не сможем прервать методичный ход развития науки, триумфальный „прогресс“.» Эти слова написаны в марте 1914 года. Художники этого направления не ставили задачу адекватного отражения средствами искусства явлений и предметов действительности и не искали в жизни ярких фактов. В аттрактивизме и в творчестве Сакена есть яркие факты и яркие образы жизни, отсутствует бунтарство, другая гамма чувств и настроений даже в передаче « триумфа прогресса». Но в статье Ф.Марке есть и другие слова «Идём к насмешливому удивлению наших современников, по боковой дороге, которая ещё едва кажется дорогой и утверждаем: это и есть столбовая дорога… Мы боремся за чистые мысли, за мир, в котором смогут думаться и высказываться чистые мысли (сравнение — Л. Н. Гумилёв 1979 г — у людей имеются стремления, влечение к истине, красоте, справедливости и соответствие морали, этики), чтобы «чистые мысли высказанные не становились нечистыми.» -,1914 год, слова из статьи альманаха « Голубой всадник»,Мюнхин художника Франка Марка, далее писал -, «Мы знаем, что всё может быть разрушено, если зачатки духовных ростков не будут ограждены от жадности и нечистоты…». Автор материала, который Вы сейчас читаете, не ставит своей задачей искусствоведческий анализ творчества этих художников или казахского художника Сакена Гумарова, не берёт на себя смелость сопоставлять его творчество с такими художниками и их некоторыми картинами — Э. Нольде.»Его предки»; В. Кандинский. «Голубой всадник».1903; Ф.Марке «Ландшафт с лошадью», «Голубая лашадь»; Э.Кирхнер «Девушка с подсолнухами»; графикой Рауля Дюфи к стихам Аполленара «Бестиарии» или Пауля Клее «Ковёр воспоминаний». Но в связи с аттрактивизмом и выше сказанным напоминаю ещё об одном большом художнике — графике, на то время непризнанным А. И. Шульдиженко- Стахов (1922—1988). Раньше выставок Сакена Гумарова в 1990 году в Киеве состоялась первая выставка Стахова «Браво художник» на Дни Лондона в Киеве. Кинофильм О Шульдиженко- Стахове начинался со слов о причастности художественных идей Стахова к «Голубому всаднику», а исследование истоков творчества художника, его графическое наследие позволили причислить его к направлению аттрактивизм. Сакен Гумаров был знаком с работами Стахова, говорил о новаторстве манеры термина «зрительный шум». В 1993 году прошла в Киеве первая совместная выставка работ художников этого направления в Киевском Политехническом институте. И по сей день продолжается знакомство с идеями «АТТРАКТИВИЗМА».