«Грамматике свободы» обучат в «Гараже»

Два музея современного искусства – московский «Гараж» и музей в столице Словении Люблянеобъединились, чтобы сделать выставку под названием «Грамматика свободы. Пять уроков». Впервые в России представлены произведения, созданные в странах Восточной Европы с 60-х годов до наших дней. Они иллюстрируют то, как художники соцлагеря боролись за личную и творческую свободу, преодолевали диктат власти и мощное сопротивление среды. Эти работы демонстрируют потенциал, которым обладает искусство там, где нужно противостоять идеологии и разнообразным конфликтам, включая военные.

Восточноевропейская коллекция начала формироваться в 2000-м. Её задача – проследить эволюцию художников – представителей бывшего социалистического лагеря за последние полвека. Выставка, пространство которой выстроено в форме звезды, поделена на пять разделов – их назвали «уроками» – они основаны на конкретных и индивидуальных примерах.

«Поиск свободы – внутренней, внешней, формы высказывания – ведь есть работы, где художники не могли ни с чем экспериментировать и нигде представлять, кроме как на своем теле, и заканчивая тем, что художники настолько освободились, что придумали свои собственные паспорта, своё государство, и выдают эти паспорта всем желающим», – комментирует директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.

Урок первый – «Тело как инструмент освобождения». Художники использовали его по самым разным поводам: чтобы привлечь внимание к идеологическому давлению, показать уязвимость личности с помощью тела, которое даже становилось своего рода «театром».

Это документация одного из самых известных и опасных перформансов легендарной Марины Абрамович. Он назывался «Ритм». На протяжение шести часовпосетители могли делать с художником все что захотят – им было предложено 72 предмета, некоторые – опасны для жизни. Нашлись рисковые посетители, которые воспользовались ими, один из посетителей ранил Абрамович в шею ножом. Художник выстояла, но после этого перформанса прекратила эксперименты со своим телом.

Еще один урок «Трансформация систем» прослеживает поворот художественной мысли в сторону рынка – «что», «для кого», «где» и «как». Урок о коллаборации художников из разных стран. Один из ярких примеров – группа из Словении «Ирвин», у них даже было свое арт-посольство в Москве, а с некоторыми из российских коллег они совершили поездку в США – чтобы выявить общие ориентиры и ценности. Четвертый урок критикует трудовые отношения, пятый – рассказывает о военных конфликтах и их последствиях.

«Это работа Ибро Хасановича, а точнее его отца, – поясняет куратор выставки из Словении Бояна Пишкур. – Художник лишь представил снятое им видео. Во время войны в Югославии им пришлось уехать из родного города в Сребренницу. Там как раз происходил геноцид. Но на пленке этого не увидишь. Кажется,мирное время. Дело в том, что эти записи он отправлял своим родным – чтобы они не волновались».

На выставке много работ российских художников. Эту тотальную инсталляцию Илья и Эмилия Кабаковы создали специально для выставки в Любляне в 1997 году. Она называется «20 способов достать яблоко», инструкции как это сделать – на столе. Среди самых интересных методов: сбить его с помощью связанных полотенец, позвать ангела или использовать специально обученную собачку.

«Мне кажется, это такая аллегория балканского абсурдизма – всё на одном столе: всё рациональное, иррациональное, эмоциональное, магическое – всё на одном столе», – говорит куратор выставки Снежана Кръстева.

Среди других ироничных работ – письма Юрия Альберта, стилизованные под переписку Ван Гога с братом Тео. Есть и откровенные мистификации. Например, под этими картинами стоит подпись: Казимир Малевич. Дата – 1985 год. К работам прилагается письмо от основоположника супрематизма – с того света. Он возмущен тем, что белградский художник Дэвид Дяо копировал его работы. Поэтому Малевич снова решил устроить свою «последнюю футуристическую выставку» – на этот раз в столице Сербии.

Источник: