«Города вышивальные узоры»

by ars_ longa on Сен 7, 2012 • 19:14 Комментариев нет

Ко Дню города в молодежной библиотеке им. М. Светлова открыта передвижная мини-выставку Художественного музея «Города вышивальные узоры»

На выставке представлены произведения городского самодеятельного вышивального искусства, датированные 1930-60-ми годами. Эти работы находили на чердаках домов, под кроватями на старых дачах, на свалках. Ихсохранила и реставрировала художница по этническомукостюму, старшая научная сотрудница Днепропетровского художественного музея Антонина Бондарук.

Развитие капитализма в Украине в конце XIX в. в значительной степениповлиял на вышивку. Появление в продаже нитей разных оттенков, распространение печатных натуралистических образцов, сокращение производства домашнего полотна в крупных ячейках, доступность тонкого фабричного полотна, хорошо подходит для техник свободной глади, привели к тому, что украинское народное шитье начало терять своеобразные признаки и приобрело новые свойства. Вышивальщицы стали стремиться к большей натурной достоверности, многокрасочности, начали вышивать различные узоры, которые отвечали мещанским требованиям, но народной орнаментикой ничего общего не имели: широко используются растительные геометрические мотивы, «брокаривськи» розы эклектично раскрашивают классицистические вазы, стилизованные для вышивки крестиком и гладью.

В середине ХХ в. ощутимо усиление урбанизации, разорванные связи поколений – украинское народное шитье теряет свою доминирующую функцию. Состоялся динамичный и необратимый процесс ухода от памятников традиционного искусства из ежедневного потребления. Достигло апогея натуралистическое направление, когда через сеть государственных клубов, дворцов культуры, домов народного творчества, систему официальных выставок поощрялось вышивания крестиком или гладью картин на сказочные, литературные сюжеты, изображения правительственных сооружений, портретов известных писателей и политических деятелей. Начали применять несвойственные для декора элементы партийной и государственной эмблематики: пятиконечная звезда, серп и молот, гербы, ордена, надписи, лозунги, даты, Кремль, крейсер «Аврора» и даже портреты коммунистических вождей. «Вишиваем Сталина портрет» – так называлась изданная тогда книга Павла Тычины. Такие «символы» не сочетались с устоявшимися эстетическими представлениями и принципами декоративного решения изделий, а лишь предоставляли произведениям тенденциозности, эклектичности и надуманной искусственности. Таким образом формировались основы плакатности, которая стала ведущим стилистическим принципом социалистического реализма: упрощение, обеднение, примитивизация художественного языка, оперирование ложными идеологическими лозунгами. Однако каждая выставка не обходилась без таких идейных произведений.

В орнаментике и колорите самодеятельного вышивания, распространенного тогда в урбанизированной среде очень много эклектики, пестроты. И все равно очень жаль, что эти произведения находятся сейчас в упадке, потому что они популяризируют культуру тех времен, они сделаны нашими матерями и бабушками. Это как встреча со старыми друзьями, как возвращение в свое детство. Поэтому придать этим работам вторую жизнь, а именно реставрировать их, показалось Антонине Бондарук интересной идеей.

Выставка «Города вышивальные узоры» – это обращение внимания культурных и общественных деятелей к вышивального искусства вообще и стремление сохранить для потомков эти памятники – свидетельство тогдашнего художественного уровня. Она устроена, чтобы определенным образом исследовать и популяризировать эти достижения, стимулировать создание ячеек обучения вышивального искусства, поднять значение этого пласта культуры. Выставка имеет большое значение – как призыв к общественности о необходимости спасения этих вышивальных произведений. Возможно, после просмотра выставки у кого-то возникнет желание коллекционировать или исследовать ценные раритеты.

Источник: