Глазами семнадцатилетнего. Реалистичная живопись против цифрового мира

Корреспондент «АиФ-Иркутск» встретился с юным художником Никитой Ждановым, персональная выставка которого недавно прошла в одной из известных иркутских галерей, чтобы узнать, как выглядят Иркутск и современное искусство глазами нового поколения.

— Это Иркутск, каким я его вижу, — 17-летний художник Никита Жданов показывает сложное ажурное панно, которое стоит прямо на полу комнаты, заменяющей ему мастерскую.

Резное кружево, фигурки животных, пейзажи старого Иркутска и похожие на арматуру тонкие полосы причудливо соединяются в одной работе.

Когда-то эта мастерская была детской Никиты. После того, как рисунков стало много, родители приняли решение выделить комнату полностью под его работу. Картины здесь повсюду: стопки ученических рисунков на шкафу, свежие наброски на столе, недавно вернувшиеся в выставки декоративные панно – вдоль стен и на подоконнике… Он шутит, что нынешняя персональная выставка для него стала второй:

— В три года я лежал с папой в больнице и постоянно рисовал. Кому-то из медсестёр это понравилось, и мои картинки вскоре развесили по стенам коридора, — улыбается школьник.

Рядом с чёрно-белыми реалистичными портретами рок-музыкантов в его комнате соседствуют витражный Байкал, многослойное панно-аппликация с мужчиной и женщиной, точёные угольные петербургские башни и с фотографической точностью прорисованные красные кеды…

— Признаться, я не очень люблю эту работу, — показывает на кеды Никита, — она была нужна только для того, чтобы привлечь на выставку моих ровесников, тех, кому сейчас семнадцать. Чтобы, зацепившись взглядом за эту вещь, они захотели повнимательнее осмотреться вокруг и увидеть что-то большее. Мне интересно писать для всех, но больше всего хочется, чтобы мои работы оценивали сверстники, любопытно,видят ли они время так же.

Сегодня, когда у каждого второго есть айфон или хороший цифровой фотоаппарат, реалистичная живопись уже не так актуальна. Главное — увидеть через картину мысль художника, его чем-то примечательный, необычный взгляд на мир, уверен Никита. Он объясняет, что на том самом сложном панно показана борьба старого и нового Иркутска. По одну сторону под верхним слоем можно разглядеть исторические пейзажи города — с умом и любовью построенные дома. С другой — типовые многоэтажки, арматура, недострои… И на распутье, на разделяющей эти два мира линии — витрувианский человек Да Винчи, с одной стороны — яркий и наполненный, с другой — безжизненный и пустой.

Там же, по словам школьника, показана и борьба двух начал, отражающая всю нашу эпоху — благородный белый олень, который уходит в небытие, и его красный противник, идущий напролом и правящий балом.

— Когда шла выставка, я любил наблюдать, как зрители подходят к этой работе, всматриваются, пытаются что-то найти. И только когда они собирались пойти дальше, я подходил к ним и рассказывал, что хотел сказать, — признаётся школьник.

На другой многослойной работе Никита изобразил наш город в виде витража с цветными пятнами. Яркие желтые, зелёные, красные краски спорят с глухими коричнево-чёрными. Несколько лет назад в одном журнале были опубликованы результаты интересного исследования: людей на улицах просили сказать, с каким цветом у них ассоциируется родной город. Цветовая карта Иркутска, по мнению большинства, получилась зелёно-коричневой.

— Я согласен с такой картиной: жизнерадостный зелёный будто борется с глухим коричневым, как старинные дома спорят с бетонными коробками. Мне очень обидно, когда в центре города якобы случайно сгорают деревянные памятники архитектуры, на месте которых скоро вырастет что-то бесформенное, — Никита показывает на другую картину — почерневший дом с пустыми окнами на фоне церковных куполов.

Выпускник художественной школы, Никита окончил курсы при училище искусств и сейчас заканчивает одиннадцатый класс. К сожалению, после школы он мечтает уехать в  Санкт-Петербург , чтобы стать архитектором именно там. Но он говорит, что был бы счастлив когда-нибудь оставить о себе память и в родном городе.

Источник: