Где в Петербурге встретить привидение

Петербург — относительно молодой. Но всего лишь за три столетия легенд, мифов и привидений в нем поселилось больше, чем во многих древних городах. Отчасти это связано, конечно, с местом его расположения: сплошь и рядом бывшие языческие капища и святилища. Петропавловская крепость, самое сердце Северной столицы, тоже стоит на месте, где людей приносили в жертву. В некоторых источниках даже рассказывается, что сам Петр I рубил головы.

Легенды на пустом месте не возникают. Что-то в воздухе, в самой атмосфере мест, в их истории располагает людей к мистификациям. В прошлом выпуске мы гуляли по Васильевскому острову: посетили двор духов, искали вход в подземное царство и познакомились с первым крематорием Петербурга. Задержимся на острове. Будем читать письма с того света. А именно — искать привидения.

Что такое привидение? «Привидение, или призрак, — в традиционных представлениях душа или дух умершего человека, проявляющаяся в видимой или другой форме в реальной жизни (от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений). Понятие «привидение» обобщает целый класс явлений, имеющих, по всей видимости, различное происхождение».

Ну что ж, прогуляемся по тихому Васильевскому острову в поисках этих самых явлений.

Кунсткамера — музей, который со дня его основания преследуют призраки. Собранные в одном месте необычные предметы, чудеса природы и редкости — это чуть ли не половина всей мистики Петербурга. После открытия выставки диковинных вещичек люди просто боялись туда идти. Тогда Петр I сделал вход бесплатным, а каждого посетителя велел угощать водкой, вином или кофе. От слухов это Кунсткамеру не спасло. Поговаривали, якобы царь устроил в музее бесовское скопище, а экспонаты прокляты Антихристом. Особо впечатлительные рассказывали, что каждую ночь от башни Кунсткамеры в разные части города разлетаются тени, а с рассветом возвращаются обратно. Пожар 1747 года, дескать, устроила нечисть, и ремонту после пожара тоже мешала нечистая сила.

Но самая интереснаялегенда, связанная с Кунсткамерой, появилась сравнительно недавно, в 1917-м. Вначале предыстория. Петр I познакомился в городе Кале с человеком огромного роста даже по меркам самого царя — 2 метра 27 сантиметров. Звали его Николай Буржуа. Государь сразу взял его на службу, даже женил на высокой девушке. Николай умер в 1724 году. По приказу Петра изготовили манекен такого же роста и обтянули его кожей Буржуа. А скелет усопшего поместили в Кунсткамере.

Во время революции 1917-го часть экспонатов пропала из музея, в том числе и череп Буржуа. Вскоре после этогопо городу поползли слухи, распространяемые работниками музея, что призрак скелета великана бродит по Кунсткамере в поисках потерянной головы. Самое забавное, что призрак был довольно дружелюбен, к посетителям особо не приставал и просто искал часть себя. Через какое-то время сотрудники приделали к скелету чужой череп, и Буржуа успокоился.

Музеи музеями, все же люди в них не живут. На форумах, посвященных Васильевскому острову, люди рассказывают о встречах с привидениями в собственных квартирах. Многие пишут, что переехали в спальные районы Петербурга, из-за того что постоянно слышали посторонние звуки в соседней комнате, наблюдали какие-то тени. А бывает и того хуже — призраки являлись во всей красе.

Например, одной молодой супружеской паре пришлось съехать с квартиры на 7-й линии: по коридору постоянно кто-то ходил, хлопали двери. До точки кипения молодоженов довели тень, возникшая ночью возле кровати, и чье-то тяжелое дыхание в комнате.

Другая история связана с Малым проспектом Васильевского острова. Жительница квартиры на последнем этаже одного из старых домов однажды ночью услышала шум в коридоре. Пошла проверить и наткнулась на небольшую полупрозрачную фигуру. Это был призрак мальчика лет семи. Самое странное, что он был весь черный, как будто в копоти. Женщина испугалась и попыталась закрыть дверь, но мальчик успел просунуть руку. В ужасе она из последних сил сумела-таки захлопнуть створку. Привидение осталось в коридоре. Больше странный черный мальчик не появлялся.

Уходим с Малого проспекта в сторону набережной реки Смоленки. И дальше — к Смоленскому кладбищу. С ним связан популярный ужастик — история о сорока погребенных заживо священниках. Рассказывают, что сразу после революции арестованных служителей церкви привезли сюда и выстроили на краю вырытой огромной могилы. Поставили условие: отречься от веры либо быть заживо погребенными в земле. Никто не отказался от Христа. Сорок священников закопали заживо на территории Смоленского кладбища. Говорят, на протяжении трех дней из-под земли доносились стоны, а земля как будто шевелилась… Самое страшное в этой истории то, что хотя бы частично она может быть правдой.

Смоленское кладбище знаменито в первую очередь тем, что на нем похоронена блаженная Ксения Петербургская. Сначала верующие растащили землю с ее могилы по домам, так как считалось, что она чудодейственная. После этого могилу снова засыпали и сверху положили каменную плиту, но верующие и ее растащили по кусочкам. В середине девятнадцатого века на пожертвования в этом месте построили часовню. В 60-х годах двадцатого века советские власти замуровали надгробие, а в часовне открыли сапожную мастерскую. Но сапожники очень быстро сбежали отсюда, так как работать было невозможно — все валилось из рук, постоянно что-то мешало. Тогда здесь попытались наладить производство скульптур. Но изваяния постоянно кто-то разбивал, хотя мастерскую запирали на ночь.

Уходим со Смоленского кладбища в сторону Большого проспекта. Местные жители рассказывают, что во дворе 12-го дома по 19-й линии Васильевского острова живет привидение. Очевидцы, заметившие призрак старухи в окне третьего этажа в левом углу двора, описывают его так: худая, высокого роста, одета в белое бальное платье. Волосы распущенны, лежат на плечах. Некоторые местные жители шутят: мол, до какого состояния надо было допиться, чтобы увидеть в окне бабулю в роскошном наряде. Что ж, верить или нет — решать вам. Сходите в этот двор, может, вам повезет?

Последняя остановка — особняк Брусницыных на Кожевенной линии. Сам по себе этот дом выглядит мистически и странно. Не место ему здесь, между производственными заводскими зданиями. «Глушители», «Шиномонтаж» и «Сервисное обслуживание» — среди металлических ворот, обшарпанных зданий и мужиков в спецовках стоит особняк восемнадцатого века. По приказу Екатерины II в 1780-х годах сюда перевели кожевенные заводы, а для руководительницы производства Анны Екатерины Фишер возвели этот дом. В 1882-м он отошел к братьям Брусницыным, которые владели заводом.

Ходит легенда, что внутри особняка хранится зеркало, которое украшало стены одного из венецианских палаццо, где находился прах графа Дракулы. Самое интересное, что такое зеркало действительно существовало. Оно было заказано купцом Брусницыным для оформления гостиной.

Но, по слухам, покупка принесла семье только беды. Внезапно умерла внучка купца, да и у остальных членов семьи начались проблемы со здоровьем. Все, кто смотрелся в зеркало, испытывали неприятные ощущения.

После внезапной смерти девушки зеркало спрятали в кладовой, а после революции 1917 года вообще увезли из особняка в Дворец культуры имени Кирова. По решению Комитета по государственному контролю вскоре зеркало вернули в особняк. Его повесили в кабинете заместителя директора завода. Вскоре мужчина бесследно исчез. Один из рабочих, увидевший в своем отражении что-то зловещее, тоже в скором времени пропал. После этих случаев кабинет заколотили и запретили в него заходить.

Сейчас энтузиасты проникают в особняк, чтобы найти таинственное зеркало и посмотреть в него. Здесь постоянно проходят съемки исторических фильмов. Однако актеры не жалуются на плохое самочувствие. Либо не говорят об этом.

В следующем выпуске про неэкскурсионный Петербург мы продолжим наше путешествие с помощью местных художников и музыкантов. Творческих личностей, сильнее ощущающих дух города, людей, впитавших и пропустивших его через себя. Сила города ощущается и за его пределами. Во всяком случае, музыканты из Москвы смотрят на наш город как на явление необычное, а в чем-то даже как на живой организм.

Лидер группы «Рада и Терновник» Рада АНЧЕВСКАЯ:

— Петербург — очень странный для меня город. Он значительно более радостный, чем Москва. Не могу объяснить почему. Наверное, потому, что я всю жизнь пою печальные, распевные и протяжные песни. Здесь я получаю подтверждение, что не все мрачное — плохо. Мрачная и печальная Северная столица божественно красива.

С одной стороны, здесь проще быть поэтом. Потому что не надо насильно что-то изсебя тянуть, город поможет тебе в творчестве. С другой — писать стихи не очень-то и хочется, потому что Петербург сам по себе — одно большое прекрасное стихотворение.

Ну и сны. Мне снятся очень странные сны здесь. Огромное количество всего подряд, все видения перемежаются друг с другом. И самое удивительное то, что в них нет бытовых ситуаций.

Звукорежиссер Владимир ГУБАТОВ:

— Езжу я много, постоянно где-то бываю. Но есть всего несколько городов, которые, можно сказать, как личности. У них есть какой-то свой характер, узнаваемый не только по архитектуре или погоде, а вообще по всему, что есть вокруг. Могу назвать три таких города с характером: Ростов-на-Дону, Петербург и Одесса. Сегодня ехал на машине и в очередной раз понял: Питер — это отдельное существо, животное. Для меня мистика именно в том, что город… живой. Мне кажется, какая-то энергетика присутствует.

Удивительная вещь. Каждый раз, когда приезжаю в Петербург, плохая погода. И тот, кто меня встречает в аэропорту или на вокзале, всегда говорит: «Вот позавчера было солнце, тепло. А сегодня видишь как! Испортилась погода». И так каждый раз: хорошая погода у вас была позавчера.

Источник: