Французские делегаты посетили открытие выставки «Тольятти. Рождение нового города» — Новости — Волжская коммуна

Во вторник, 19 мая, во Дворце культуры, искусства и творчества состоялось открытие, наверное, самой ожидаемой выставки нынешнего года — «Тольятти. Рождение нового города», сообщил корреспондент Волга Ньюс. Почетными гостями вернисажа стали чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан-Морис Рипер, а также автор проекта, французский историк архитектуры Фабьен Белла.

Исследовательская работа доктора истории архитектуры и искусства Университета в Париже, научного сотрудника Высшей национальной школы архитектуры в Версале Фабьена Белла направлена на изучение градостроительства советского периода. Он изучал материалы, предоставленные Государственным музеем архитектуры имени Щусева, академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Санкт-Петербурге, Российским государственным архивом кинофотодокументов в Красногорске и другими солидными учреждениями.

В Тольятти Фабьен Белла ранее был несколько раз, знакомясь с архитектурой города и работая в архивах. Нынешняя выставка – второй этап большого проекта, инициированного французским историком архитектуры. Ранее этот проект уже был представлен в Москве — в государственном музее архитектуры имени Щусева и посольстве Франции в России. Как считает автор проекта, архитектура Тольятти представляет интересный опыт градостроительства второй половины XX века. На выставке можно проследить историю развития города.

Самый ранний из представленных здесь документов – план Ставрополя, датируемый 1770 годом. По снимкам в экспозиции можно представить, как выглядел Ставрополь в 1950 году – за год до затопления. Эскизы шлюзы, снимки строительства ГЭС, генеральный план года 1953, разработанный бывшим солдатом, архитектором Михаилом Сорокиным, проекты отдельных зданий – все это стало  историей, о которой многие горожане не имели до сих пор представления. Здесь можно, например, узнать о том, что ансамбль зданий на берегу Волги, напротив плотины, был построен в стиле, напоминающем неоклассицизм 1812 года. И этот стиль связывал воедино две великие победы наших соотечественников.

А рядом можно увидеть макет трехэтажного жилого дома образца 1954 года на набережной Волги – этот макет был создан студентами Тольяттинского техникума технологии и художественного образования. На выставке представлены архитектурные проекты, фотографии, эскизы, рассказывающие о рождении Нового города.

В основе планировочной структуры Автозаводского района Тольятти — идеи выдающегося советского градостроителя Бориса Рубаненко (1910–1985), чьи личные архивы были впервые показаны тольяттинской публике. А одним из главных экспонатов стал разработанный под его руководством генеральный план Тольятти. Он хранился в архивах мэрии. В юности Рубаненко пережил влияние конструктивизма, в последствии внимательно изучал опыт великих архитекторов Ле Корбюзье и Оскара Нимейера.  Проектируемая городская застройка в Тольятти была сопоставима с наиболее значимыми послевоенными архитектурными ансамблями – такими, как Кретей во Франции и Бразилиа в Латинской Америке. Многие европейские архитекторы, как сообщил Фабьен Белла, придерживаются мнения, что проект строительства Автозаводского района в Тольятти — одна из вершин советского градостроения.

Новый город строился как город-идеал  – с широкими улицами (впервые в СССР проспекты выходили на перекрестки с круговым движением), с продуманной инфраструктурой каждого квартала. Убедиться в этом можно, например, рассмотрев большой панорамный снимок 1972 года.

Некоторые архитектурные идеи Рубаненко не были реализованы по экономическим соображениям. Например, так и не удалось построить чудо-городок в озерной зоне, где красоты природы гармонично сочетались бы с причудливой архитектурой. Сам Фабьен Белла оценивает архитектуру Нового города так: «Качественная, монолитная, моментами даже жесткая и брутальная, но не менее интересная, чем образцы сталинского ампира Старого города».

Особенно он отмечает архитектурный облик «Волгаря» и ДКИТ.

«Однако эти здания нуждаются в обновлении, в них нужно вдохнуть новую жизнь», — считает историк архитектуры. 

Современные зодчие все более интересуются практикой комплексного градостроительного проектирования, и эта выставка как раз напоминает об этом опыте. Материалы для выставки были предоставлены Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), Российским государственным архивом кинофотодокументов в Красногорске и рядом других организаций. Высокую оценку проекту дал на открытии выставки чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан-Морис Рипер.

«Мне хотелось бы, — сказал он, — чтобы и другие города последовали примеру Тольятти и чтобы там были  также внимательны к своему архитектурному наследию».

На завершающем этапе выставочный проект будет представлен в Высшей национальной школе архитектуры Парижа. Выставка там пройдет с 1 по 25 октября нынешнего года. Как сообщил Фабьен Белла, в Париже эту выставку ждут с нетерпением.

Источник: