Фотопутешествия — Италия, Венето (Март 2013 г.), Венеция, Большой Канал

Большой канал или Каналаццо — центральная артерия Венеции. Его длина почти 4 километра, ширина варьируется от 30 до 70 метров, глубина не более 5 метров. На его берегах — более 250 (!) памятников архитектуры XII-XX веков. И поэтому даже обычная поездка на вапоретто превращается в один из главных аттракционов города.

Начнем с южной части канала, а именно с мыса сестриере Дорсодуро, где сливаются Большой канал и канал Джудекка. Справа на фото видны таможни венецианской республики Догана ди Маре (интересно, что итальянское слово ‘Догана’ происходитот персидского слова ‘Диван’; так могло называться любое крупное ведомство, например Диван Высокой Порты в Стамбуле при османах, откуда, вероятно, это слово и позаимствовали), на заднем плане кампанила Сан Джорджо Маджоре.

1.

Напротив мы видим пятизвездочный отель Бадоер, разместившийся в неоготическом палаццо XIX в., а за ним Ка Джустиниан XV в. — дворец одного из четырёх самых древних венецианских родов — Джустиниани. Наиболее известные члены семейства — первый патриарх Венеции Лоренцо (в последствии канонизированный), 107-й венецианский дож Маркантонио, а также 7 генуэзских дожей.

2.

Совсем рядом с Санта Мария делла Салюте — Палаццо Дженовезе. Существующее здание — проект архитектора Edoardo Trigomi Mattei Эдоардо Тригоми Маттеи конца XIX в. Во время недавнего капитального ремонта под дворцом обнаружены три археологических слоя — клуатр некогда существовавшего монастыря Сан Грегорио (о нем я писал в посте о Дорсодуро), а также каменные жилые дома IX и VII вв.

3.

Рядом на том же береге — Палаццо Салвиати XIX в.. Цветастая мозаика на фасаде — работа хозяев дома, стеклодувов с острова Мурано.

4.

К сожалению, фасад Ка’Дарио был скрыт лесами. Один из самых известных дворцов Венеции был построен Пьетро Ломбардо в XV в. для влиятельногочиновника и дипломата Джованни Дарио.

При всем архитектурном великолепии здания, его история невероятно печальна. После смерти Джованни Дарио, во дворец въехала его дочь Мариетта с мужем Винченцо из богатейшего венецианского рода Барбаро. Винченцо вскоре обанкротился, Мариетта, не пережив семейной трагедии покончила с собой, затем зарезали и Винченцо. Ещё через некоторое время на Крите убивают их сына. Венецианцы моментально окрестили дом проклятым, более 300 лет в нем никто не жил.

В XIX в. потомки Винченцо Барбаро продают здание преуспевающему армянскому торговцу драгоценными камнями Арбиту Абдоллу. Вскоре после переезда новый владелец обанкротился. Следующий владелец — английский историк Рейдан Браун, прожил здесь 4 года, вплоть до двойного самоубийства со своим любовником. Почти тоже самое происходит и с американским бизнесменом Чарльзом Бриггзом. После покупки палаццо раскрылась его гомосексуальная связь и Чарльз бежит в Мексику, где и кончает с собой.

Французский поэт Арни де Ренье приехал сюда в начале XX в. погостить к Изабелле де Бом-Плювинель (чуть ли не единственной владелице, которой посчастливилось выйти «сухой из воды»); поэт тяжело заболел и уехал из Венеции раньше запланированного срока.

Ещё 50 лет дворец снова простаивал. В 60-х годах певец Марио Дель Монако ехал на автомобиле в Венецию офррмлять сделку о покупке, по дороге попал в страшную аварию; после длительной реабилизации отменил сделку. Граф Джордано Филиппо, очередной счастливый квартирант, был убит своим любовником. Последний бежал от суда, но наёмный убийца настиг его в Лондоне.

Менеджер группы The Who Кит Ламберт купил Ка’Дариов 80-х. Видимо, зря он это сделал, ведь вскоре он умер при падении с лестницы. Венецианский бизнесмен Фабрицио Феррари, видимо, не был суеверным, как другие его земляки; вселившись во дворец, потерял все свои активы, а его сестра погибла в автокатастрофе.

Последняя жертва — финансист Рауль Гардини. Прожив там не более 4х лет, Рауль убивает себя прямо во дворце.

Последующие попытки покупки дворца по разным причинам откладывались. Вот уже 20 лет дворец пустует.

5.

Недавнее исследование в ходе реставрации подтвердило, что Палаццо Пизани Гритти был построен в XIV в. (вероятно, он строился для адмирала венецианской республики Никколо Пизани); под штукатуркой были обнаружены следы гербов этого дворянского рода, из которого впоследствии вышли 3 дожа Венеции. В XVI в. дворец покупает один из самых влиятельных правителей в истории республики — Андреа Гритти. Готический фасад палаццо реконструируется и расписывается Джорджоне (к сожалению, эти фрески не сохранились).

6.

Палаццо Верньер де Леони, в котором с середины прошлого века находится музей Пегги Гугенхайм — одноэтажное здание XIX в. Изначально планировался большой дворец, но богатств семейства Верньер хватило только на один этаж.

7.

Самый яркий дворец большого канала — Палаццо Барбариго, XVI в. Ранее фасад украшали фрески, которые со временем были заменены очередными хозяевами-стекольщиками муранской мозаикой.

8.

9.

Здание слева — Палаццо да Мула Моросини. Дворец был построен в XV в. Род Моросини не прервался до наших дней, и они до сих пор владеют зданием.

10.

Палаццо Барбариго другим фасадом выходит на площадь кампо Сан Вио. Крохотнаячасовенка Св. Вита — одна из старейших в Венеции.

11.

На следующем фото два дворца — белый Палаццо Контарини дал Дзаффо и красный Палаццо Брандолин Рота. Первый, один из многих дворцов славной семьи Контарини, был построен в XV в. по проекту Джованни Буора. Говорят, внутри него сохранились фрески Тьеполо.

Второй дворец XVIII-XIX вв. построен для представителей знатного равеннского рода Брандолин Рота, ставшими в последствии венецианскими феодалами.

12.

Напротив — два здания, объединенные в один Палаццо Барбаро а Сан Видал. Тот, что пониже построен архитектором Джованни Боном в XV в, первым долговременным владельцем стал прокуратор района Сан Марко — Заккариа Барбаро. Дворец повыше — конца XVII в., проект Антонио Гаспари. Когда-то потолок одного из залов украшала картина Тьеполо «Восславление семьи Барбаро»; сегодня это один из экспонатов Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

13.

Долгое время два берега Каналаццо соединял только один мост — Риальто (о нём ниже). И только в середине XIX в. был утвержден проект второго, это был стальной однопролётный мост Карита. Горожанам она не нравился — его грубый индустриальный дизайн не сочетался с окружающей застройкой, проход по нему был платным, а его высота (4 метра), серьезно ограничила судоходность в сердце города. Мало того, со временем, мост прилично проржавел, возникла угроза обрушения и его разобрали. В ожидании проекта каменного моста был возведен временный деревянный Мост Академии. Построили за 37 дней, а стоит уже 70 лет. Основной проект пришлось положить в долгий ящик из-за начала Второй мировой войны.

14.

С моста великолепный вид. В частности — на Палаццо Кавалли-Франкетти. Дворец построен в XV в., в XIX в. его перестроили, сохранив прежний готический облик; здесь жили представители многих знатных семей, в том числе, эрцгерцог Фридрих Австрийский из Габсбургов. Сейчас во дворце размещается Венецианский институт науки, литературы и искусства.

15.

Купола Санта Мария делла Салюте.

16.

Вид в другую сторону.

17.

Палаццо Фальер-Каносса и Палаццо Джустиниан Лолин. Последний построен Бальдассаре Лонгеной.

18.

Соседние дворцы семейства Контарини: дейли Корфу и дейли Скриньи. Первый назван в честь завоевания венецианцами острова Корфу в начале XV в. Другой, более поздний, построен учеником Палладио — Винченцо Скамоцци.

19.

Палаццо Лоредан делль’Амбаскьяторе. Дож Франческо Лоредан на 30 лет отдал своё жилище австрийскому посольству — отсюда и второе название.

20.

Напротив — Палаццо Малипьеро или Ка’Гранде ди Сан Самуэле. Один из старейших дворцов Большого канала — начался строится ещё в XI в. До наших дней от первого здания почти ничего не осталось. Первое название дворец получил от своих владельцев, аристократов Малипьеро, переехавших в Венецию из Богемии (современная территория Чехии) в XVI в.

21.

Второе название дворцу досталось за соседство с церковью Сан Самуэле. Церковь строилась одновременно с дворцом, но из-за серьезного пожара, была полностью перестроена в конце XVII в. Сохранилась кампанила XII в. В алтаре церкви деревянное распятие, расписанное Паоло Венециано.

22.

Палаццетто Стерн — небольшой ренессансный дворец XV в. был перестроен новыми владельцами в начале XX в. в традициях венецианской готики. Сейчас это роскошный отель.

23.

Венецианский музей искусства XVIII в. расположен во дворце Ка’Реццонико. Бальдассаре Лонгена получил заказ на проектировку от семьи Бон. К сожалению, заказчики разорились, а Лонгена умирает до завершения строительства. Лишь спустя 100 лет дворец был достроен богатым семейством Реццонико из Ломбардии.

Интерьер украшают несколько фресок Джанбаттиста Тьеполо и его сына Джандоменико: «Аллегория — Достоинство, в сопровождении Благородства и Добродетели», «Зефир и Флора», «Новый свет», «Ринальдо покидает сад Армиды», «Богородица с младенцем и святыми», а также три картины с персонажами итальянской комедии масок — «Уход Пульчинеллы», «Влюбленный Пульчинелла» и «Раскачивающийся Пульчинелла».

24.

На следующем фото справа — Ка’Фоскари, слева — похожие как две капли воды Палаццо Джустиниани и Палаццо Нани. Первый построен Бартоломео Боном как родовое поместье дожа Франческо Фоскари. Дож переехал во дворец уже после своей отставки, и умер через 7 дней. В XVI в. некоторое время во дворце жил король Франции Генрих III. Часть интерьеров палаццо были изменены в XX в. по проекту архитектора Карло Скарпы.

25.

Палаццо Пизани Моретта стоит «бок о бок» с Палаццо Барбариго делла Террацца. Пизани-Моретта жили во дворце с XV в. и вплоть до угасаниярода в XIX в. Второй дворец прославился тем, что накопленная семейством Барбариго коллекция живописи, хранившаяся здесь, практически полностью исчезла при невыясненных обстоятельствах.

26.

Аппеляционный суд Венеции разместился в Палаццо Гримани, некогда принадлежавшему 76-ому дожу Антонио Гримани.

Соседний небольшой оранжевый дворец — Палаццо Корнер Вальмарана XVII в.

27.

Рядом находится Муниципалитет Венеции, он занимает два дворца: Ка’Лоредан и Ка’Фарсетти. Последний из владельцев первого дворца, из знатного рода Лоредан (который дал Венеции трех дожей, в том числе Леонардо Лоредана, чей восхитительный портрет кисти Джованни Беллини — одна из жемчужин Лондонской национальной галереи) был членом муниципалитета и завещал дворец под его нужды. Ка’Фарсетти муниципалитет выкупил самостоятельно. Оба дворца в целом сохранили свой вид XII-XIII вв.

28.

Палаццо Бембо — красивейший дворец принадлежал в XVI в. кардиналу и гуманисту Пьетро Бембо, с чьей коллекцией живописи мне посчастливилось ознакомится на выставке в Падуе, но об этом в другом посте.

29.

30.

Набережные у Риальто.

31.

32.

А вот и сам Мост Риальто. Старейший мост через Каналаццо был построен взамен двух обрушившихся деревянных. В конкурсе на строительство каменного моста принимали участие Микеланджело, Андреа Палладио и Якопо Сансовино, все их проекты были отвергнуты, т.к. предполагали строительство классического многолётного моста. Во втором этапе конкурса побеждает проект архитектора с говорящей фамилией — Антонио да Понте. Как и у второго знаменитого итальянского моста (

33.

Как и другой знаменитый итальянский мост (Понте Веккьо во Флоренции), Понте ди Риальто выделяется наличием торговых киосков, благодаря которым строительство быстро окупилось, без необходимости брать с проходящих людей плату.

34.

За мостом виднеется знаменитый дворец Фондако деи Тедески — бывшее немецкое подворье, фасад которого украшали фрески Тициана и Джорджоне, погшибшие при пожаре в XVI в.

35.

Дворцы севернее Риальто.

36.

37.

Между Палаццо Смит Мангили Вальмарана и Каза Дзаго видна кампанила церкви Санти Апостоли. В первом жил агент по продаже картин художника Каналетто.

38.

Шедевр венецианской готики — Ка’д’Оро (Золотой дворец), он же Дворец Святой Софии. Как и многие другие дворцы Большого канала принадлежал семье Контарини. Построен в XV в. по проекту Джованни и Бартоломео Бонов. Название получил благодаря тому, что изна…

Источник: