Фотография – высшая чувствительность глаза

Углич притягивает своей древней красотой, неповторимыми волжскими пейзажами не только художников, но и фотохудожников. Недаром у нас уже несколько лет проходит Всероссийский фотофестиваль, и желающих в нем участвовать с каждым годом становится все больше. Любит фотографировать прелести нашего неповторимого городка и ярославский фотохудожник Юрий ГАЛЫБИН. Он часто приезжает сюда в гости к друзьям и с удовольствием фотографирует, что привлекает его креативный взгляд. Угличских фотографий в творческом запасе мастера накопилось достаточно много, и Юрий решил показать их угличанам. Мы встретились с фотохудожником и поговорили с ним о тайнах его творчества.

– Фотография, безусловно, – один из видов искусства, которым многие занимаются профессионально. Но я профессиональным фотографом никогда не был. Окончил Ярославский педагогический университет по специальности «История и школьная психология», основное время проводил, как и все, на обычной работе. Фотографией увлекся достаточно поздно и, можно сказать, почти случайно: в 38 лет друзья на день рождения подарили цифровой фотоаппарат, и я стал снимать мир, окружающий меня. Постепенно для меня стали открываться все новые нюансы реальности. Фотография – это во многом наблюдательность человека, «высшая чувствительность глаза», как сказал известный фотомастер Ричард Аведон. Сейчас я уже не представляю свою жизнь без фотоаппарата и фотосъемки.

Свои работы я сам называю «фотографикой». Основное их отличие от фотографии состоит в том, что здесь не происходит случайная «ловля» удачного момента. Напротив, композиция снимка заранее тщательновыстраивается, выставляется свет, подбирается нужный ракурс. Затем сделанные снимки я обрабатываю через программу компьютерного редактирования – некоторые элементы высветляю, другие, наоборот, затемняю – играю со светом. Вообще фотография, как я считаю, – это в первую очередь преломление света на плоскости. В своих бесчисленных вариациях оно способно дать нам как ничем не примечательные снимки, так и подлинные шедевры фотоискусства. Самым важным является то, как падает свет на объект. Лучше всего это передает черно-белая фотография, цвета, с моей точки зрения, не создают динамики. Гармония двух первозданных начал – света и тьмы – безупречна. К сожалению, за моими плечами нет опыта работы с пленочным фотоаппаратом, о чем я очень жалею. Пленка открывает гораздо больше возможностей для экспериментирования и творчества, чем современная цифровая техника при всем ее безусловном разнообразии возможностей и легкости применения. Количество полутонов в пленке на порядок превосходит то же самое в цифре. Фотохудожники, несомненно, поймут меня в этом.

Свою выставку в Угличе я назвал «Позитивная светопись», так же как и одну из серий снимков. В экспозицию включены снимки, сделанные в 2006-2010 годах. Большинство работ выполнено в небольшом формате – 10х15 см. Конечно, столь малый формат необычен для художественной фотографии, это осложняет работу над снимком. Необходимо четко выставить композицию снимка, так как «выехать» на интересных, «сочных» деталях уже не удастся.

Выставка будет состоять из нескольких серий, например: «Идейная навигация», «Угличская геометрия», «Угличские Адамы», «По Крымову», «Женский беспредел», «Рамени» и других.

Расскажу о некоторых из них. Серия «По Крымову» посвящена известному художнику двадцатого столетия, к сожалению, ушедшему от нас в 1958 году. Мне очень близок его принцип создания изображения. Художник выстраивал сначала свет в композиции, наносил одну за другой плоскости разноудаленных от нас объектов и размещал на них световые блики, оживлявшие картину и придававшие смысл всему изображенному. В своих снимках я пытаюсь делать то же самое: перехожу в монохромный режим, затем отделяю свет от цвета. То, что в результате этого получается, оценят посетители моей выставки.

– Эта серия отнюдь не несет в себе никакого агрессивного начала. Женщина – всегда загадка для мужчины. Он может потратить на соприкосновение с тайнами ее души всю жизнь, но так и не познать их смысл. Женщины беспредельны и в моем сознании. Они все разные, непохожие, иногда неидеальные, двух одинаковых нет и не может быть. Их силуэты не помещаются полностью в кадр, их образы невозможно поместить в одни жесткие рамки. Черно-белая графика снимка стремится выразить динамику и гармонию света, струящегося по обнаженному телу. Но это не эротическая серия, тело здесь, скорее, объект, преломляющий течение света и создающий его причудливую игру, а не фетиш, вызывающий сексуальное желание.

Или придуманная мной серия «Метаморфоза одного стула». Я беру один до банальности обычный предмет, стул, и вращаю его, кручу, как мне взбредет в голову. В результате на снимках оказывается огромное количество соразмерностей, деталей и ракурсов. Одно простое понятие оказывается представленным множеством разнообразных определений.

Я ни в коей мере не считаю, что мои работы идеальны и к ним нельзя ничего добавить или изменить в них. Художник получает наивысшее удовольствие только от процесса самого творения. А что дальше произойдет с его созданием – уже заслуга зрителя. Именно от его восприятия и зависит, останется ли шедевр в памяти веков или сгинет уже через миг. Знаете, моя семнадцатилетняя дочь Анастасия очень интересно оценивает мои фотоработы. Она делит их на три категории: «тревожно», «динамично» или «прикольно». Эта ее немного ироническая систематизация натолкнула меня на осознание того, что мною при создании серии снимков и в самом деле движет одно определенное чувство. Начинаю работать либо с чувством тревожности восприятия мира, либо в предвкушении яркой динамики, либо ищу изюминку в обыденности… Мои снимки рассчитаны на одно внезапно озаряющее чувство, они абсолютно точно конечны для восприятия. Один взгляд – и сразу приходит точное осознание представленной картины мира.

– Одна из серий – «Угличская геометрия» – посвящена зимним пейзажам вашего города. Заснеженная набережная, замершие в холодном сне лодки, строгие ветви деревьев без листвы – все это настолько красиво и правильно! Углич потрясающе красив в любое время года, это огромная площадка для работы художника.

Другая серия, связанная с Угличем, – «Угличские Адамы» – создавалась под впечатлением от фресок церкви царевича Димитрия «на крови». Меня вдохновила пластика движения рук Адама и Евы, так откровенно и искренне передавшая чувства первых людей на Земле.

Мое стремление сделать выставку в Угличе было вызвано в первую очередь красотой этого небольшого волжского города. Вы живете среди прекрасного, значит, вы изначально понимаете красоту. Я доверяю вам и вашему восприятию. Приглашаю всех неравнодушных к искусству фотографии на свою выставку. Всем гостям буду очень рад. Скажу по секрету: выставки устраиваю совсем не для того, чтобы показать, какой я замечательный фотохудожник. Всегда стремлюсь найти людей, близких мне по творческому духу, и поделиться своим восприятием красоты нашего мира.

Выставка фотохудожника Юрия Галыбина, члена Союза фотохудожников России, участника многочисленных фотовыставок, как коллективных, так и персональных, откроется в Доме дружбы 18 июня в 17 час . и продлится до 5 июля .