Фотограф века Ара Гюлер

О его творчестве написано шесть докторских диссертаций. Даже одна означает, что человек уже вошел в историю. А если шесть… Это не просто слава, памятник при жизни, это означает, что человек оставил след на земле, что он жил и работал для людей, люди оценили его самоотверженность и воздали по заслугам. Турецкий фотограф Ара Гюлер/Ara Guler именно такой человек. Перечисление его заслуг, наград и публикаций может превратиться в скучнейшее занятие. А вот если просто сказать, что его творчество стало темой шести докторских диссертаций, это означает, что вы показали всю значимость этой фигуры в мировой фотографии.

Родился в Стамбуле 16 августа 1928 г. Во время учебы в старших классах школы работал во всех областях кинопроизводства на студиях Стамбула, а также посещал классы актерского мастерства Мухсин Ертугруль. Его мечтой было стать режиссером или сценаристом. В 1950 г. начал карьеру журналиста в ежедневной газете «Йени Истанбул»/Yeni Istanbul, параллельно изучал экономику в Стамбульском университете. По завершении службы в армии Ара Гюлер стал работать в журнале «Хайят»/Hayat, где возглавлял отдел фотографии до 1961 г.

Хвалебную речь можно продолжать бесконечно, и все равно она, конечно же, будет неполной. Поэтому лучше сразу перенесемся в самый ее конец, где говорится про последнюю публикацию фотографа «Лучшее Ары Гюлера», которая была издана Домом фотографии в Стамбуле (Fotografevi) 16 августа 2005 года и приурочена к 77-летию великого мэтра. Одновременно прошла ретроспективная выставка.

«Что отличает его от других фотожурналистов? — размышляет о творчестве Ары Гюлера директор Стамбульского дома фотографии Хасан Сенюксель/ Hasan Senyuksel. — Можно ли узнать его работы с первого взгляда, каковы их отличительные признаки? Ответ — в его эстетике, чувствительности, которые позволяют ему запечатлеть самую суть ситуации. Говоря коротко, его личный стиль отражает мощное фотографическое видение. В Турции, начиная с середины 1950-х гг., имя Ары Гюлера стало синонимом особого стиля [фотографии]. С моей точки зрения, именно стиль Ары Гюлера приносит ему славу как дома, так и во всем мире».

Безусловно, одной фотографией можно сказать многое, практически все, и для этого достаточно мимолетного взгляда. Поэтому подавляющее большинство фотографов старается отмалчиваться, предпочитая высказывать мнение и отстаивать правоту с помощью языка образов. И лишь немногие решаются на вербальное общение. А если среди этих смельчаков оказался такой мастер фотографии, как Ара Гюлер, значит, стоит прислушаться к тому, что он говорит. Ниже приведены его цитаты из вступительной статьи к изданию, выпущенному к 77-летию фотографа.

Все в этом мире делается для людей. Если людей нет, то жизнь перестает существовать. Именно поэтому в моих фотографиях всегда присутствуют люди. Когда я фотографирую что-то в Айе-Софии, для меня важны прохожие — или, говоря другими словами, жизнь.

Без любви к человечеству ничто не имеет значения. Любовь к человечеству важнее всего. От нее зависит все. По мере того, как она растет, развивается и фотография. В конце концов, всё, включая фотографию, предназначено для людей. Невозможно вообразить человека, не способного любить, точно также невозможно вообразить фотографию без людей.

Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня сильно задевает или трогает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня наиважнейшим является «событие», «момент». Это «событие» не должно быть пропущено. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще человеку. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще столетия в будущем. В конце концов, фотография — это способ сохранения информации, и она должна сохранить что-то, какую-то драму, если она важна. И такая фотография может волновать.

Присутствие фотографа должно быть незаметно. В противном случае композиция превращается в маскарад. Я всегда стараюсь быть очень сдержанным. Фотограф должен быть неслышным свидетелем.

Некоторым вещам невозможно научиться в школе. Хорошее воспринимается, только накладываясь на хорошую культуру. Культура должна быть вначале. Необязательно ходить в школу, чтобы узнать, как работает фотоаппарат. Более того, в школе часто учат неправильно. Для того чтобы разобраться, как работает фотоаппарат, хватит недели. А чему действительно нужно научиться — это эстетике, культуре. Главное — иметь хорошо развитый вкус.

Фотограф должен быть чрезвычайно чувствительным. Он должен разбираться в искусстве, музыке, театре, должен читать и быть в состоянии принимать быстрые решения. Другими словами, быть умным и образованным. Фотограф должен иметь высоко развитый вкус, ощущение культуры… Вот что делает его хорошим фотографом… Здесь, в Турции, все наоборот. Фотожурналисты должны расширять свой культурный кругозор. Они должны познавать мир. Многое зависит от предвидения. Они должны знать мир, много путешествовать. Они должны стремиться к самым лучшим результатам. Эта профессия не означает, что ты просто фотографируешь по воскресеньям. Вы решились бы, например, доверить свой мозг хирургу-любителю?

Я написал Чаплину, за меня обращались к нему знакомые, но все это ни к чему не привело. Я даже приехал в Вевей, в Швейцарию, где он жил, и сидел в машине, взятой напрокат, у его дома, в мороз. В конце концов, его жена пригласила меня в дом и налила мне чаю, но Чаплина нигде не было видно. Я знал, что он был наверху. У него был универсальный образ самого живого человека в мире, и он не хотел разрушить этот образ, показав свое настоящее, обычное лицо. Конечно, как и я, он знал, что камера в моей руке — неумолима.

Если я фотографирую кого-то, с кем не чувствую никакой связи, это напрямую отражается на результате, потому что фотография сделана без чувства. И фотография получается плохая. Но если у меня есть возможность фотографировать кого-то, с кем я чувствую контакт, кто мне дорог, я с удовольствием берусь за дело. В конце концов, я вырос с людьми, которых ценю, и постоянно думаю о том, как их можно было бы сфотографировать. Такого человека я готов сфотографировать хоть сейчас. Если мне нужно сделать чей-то портрет, мне просто необходимо что-то знать об этом человеке.

Портрет — это больше, чем просто изображение лица. Это сущность жизни. Просто фотография лица может быть, конечно, названа портретом, но такое описание было бы неполным. Портрет означает возможность передать место человека в жизни. В этом смысле, это рассказ о его жизни. Когда я снимаю портрет известного человека, я стараюсь отобразить, что этот человек хотел выразить в своей жизни. Снимать портреты невероятно сложно. Фотограф должен знать с самого начала, чего он хочет добиться, должен чувствовать и «читать» того, кого фотографирует. В большинстве случаев, запечатлеть все это в одной фотографии и в отдельный момент — задача не из легких. Например, когда снимаешь известного человека, пытаешься передать то, что он хотел выразить своей деятельностью, а это значит, что нужно соответствующим образом выставить композицию и интегрировать модель в обстановку. Это сложно.

В наши дни выдающихся людей поймать сложно. Например, Билл Гейтс и Спилберг — очень значительные люди. Я мечтал бы сфотографировать их… Но конечно, самый главный — это Стивен Хокинг.

Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий — выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только «Дон Кихот». Если меня будут помнить по двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением.