Фотограф Рустам Гусейнов: Нагло лезть камерой в лицо – это же неприлично! — ФОТО

Интервью Day.Az с азербайджанским фотохудожником Рустамом Гусейновым .

— Я заметил у вас тягу к средневековому оружию. Чем оно вас привлекает?

— Военная история – мое любимое хобби, и я никогда не упускаю возможности осмотреть интересные образцы оружия и доспехов. Например, недавно я побывал в музее Стибберта, в котором представлена одна из лучших коллекций средневекового оружия, в том числе и редкие образцы, привезенные с мусульманского Востока. Снимки наиболее интересных экземпляров вы можете видеть на моей страничке в Facebook.

— Расскажите про свой оригинальный проект, посвященный азербайджанским национальным костюмам. Как родилась эта идея?

— Три года назад я путешествовал по Хорватии в поисках интересных мест, попутно изучая историю и культуру этой страны. Я объездил много городков и сел, и меня удивило, что в них иногда попадались музеи с интересными коллекциями предметов национальной культуры.

Позже, просматривая в интернете аналогичные коллекции из других стран, я задумался, что если я буду искать там наши национальные костюмы, то в лучшем случае найду некачественные фото просто одежды в блогах любителей. И я решил в силу своих возможностей и способностей что-то сделать в этой сфере, заинтересовать широкую аудиторию, ведь многие даже в нашей стране практически ничего не знают об истории азербайджанской национальной одежды и никогда в своей жизни не видели реальных исторических образцов национального костюма. А когда ты видишь реальную историческую реконструкцию национальной одежды, то это совсем другой эффект.

Огромное спасибо директору галереи «Натаван» Натаван Алиевой, без нее этот проект бы не состоялся. Судя по эффекту и реакции, которую он вызвал, мой труд не пропал даром (улыбается).

— Не могу не отметить вашу совместную выставку с Тофиком Рашидовым под названием «Тени минувшего времени», где вы представили фотографии, сделанные на европейских кладбищах. Вы не опасались, что столь необычная тематика может быть неоднозначно воспринята любителями искусства, ведь делать фото на кладбище считается негласным «табу»?

— Искусство освобождает человека от глупых предрассудков. Одним из самых известных надгробных памятников в мире является «Пьета» Микеланджело. Фотографии этой скульптуры вы сможете найти практически в любом учебнике по истории искусства. На нашей выставке «Тени минувшего времени» была представлена фотография другой знаменитой скульптуры — «Амур и Психея», сделанная ТофикомРашидовым.

Но главной целью проекта был не показ всемирно известных шедевров скульптуры Европы, а наглядный сравнительный анализ наших азербайджанских памятников и европейских. Участники выставки могли убедиться, что и в плане оригинальности, и в плане техники исполнения наши исторические скульптуры практически ничем не уступают. Просто, если о скульптурных достижениях европейцев в этой области известно всему миру, то о наших памятниках надгробной скульптуры неизвестно даже у нас в стране. На эту тему вы найдете лишь несколько кратких журналистских статей, хотя эта сфера — настоящий кладезь для диссертаций по искусствоведению.

К сожалению, вынужден констатировать, что эта тематика нашей широкой публике малоинтересна и вызывает куда больший интерес за пределами нашей страны.

— Говорят, что фотоаппарат не главное, а главное — фотограф, ведь порой люди становятся знаменитыми, даже фотографируя обычными мыльницами. Вы согласны с этим мнением?

— Ни на одном фотоаппарате, даже самом дорогом и эксклюзивном, вы не найдете кнопки «шедевр». Фотоаппарат – это инструмент, он может быть хорошим или плохим, дорогим или дешевым, редким или продающимся на каждом углу, но это инструмент, который не создает шедевры сам по себе, он требует мастера. Дайте неумеющему играть на скрипке инструмент работы Страдивари, и я вас уверяю, вряд ли вы услышите что-то приятное для слуха. То же самое и с фотоаппаратами. Некоторыми из них лучше снимать уличную фотографию, некоторые идеальны для съемки ландшафтов и так далее, каждый сам себе выбирает инструмент по потребностям и возможностям. Хороший фотоаппарат важен для фотографа, но это не гарантия хорошего результата.

— Рустам, расскажите, с чего все началось? Когда впервые вы взяли в руки фотоаппарат?

— Впервые это произошло в детстве, но, откровенно говоря, не помню, в каком возрасте. Тут мне следует выдумать историю, как в тот момент меня осенило свыше, и я понял свое великое дарование и предназначение в этой жизни, но я оставлю эту байку другим (смеется). А если серьезно, то я начал заниматься фотографией лишь несколько лет назад.

— Сегодня каждый второй берет в руки фотоаппарат или на худой конец смартфон и считает себя фотографом. Чем отличается профессиональный фотограф от любителя?

— Работами! А возомнить себя можно кем угодно, например, Наполеоном, Микеланджело, Паганини, Картье-Брессоном или на худой конец Кеном Роквеллом, это особого преимущества в плане качества работ и их художественной ценности не даст.

— Порой для снятия хорошего кадра фотографы попадают в самые разные ситуации и отваживаются на самые непредсказуемые действия. А как вы?

— Да, отдельные трагикомичные случаи иногда получают премию Дарвина. Для таких любителей даже выпускают инструкции, как безопасно делать селфи. Есть категория фотографов-профессионалов, называемых стрингерами, которые снимают военные действия и криминальные ситуации и сознательно рискуют своей жизнью. Мои рисковые ситуации обычно связаны с погодой, например, сложно снять сильный шторм, не рискуя абсолютно ничем.

— Бытует мнение, что в Европе люди не выказывают недовольства, когда их фотографируют даже на улице без предупреждения или получения предварительного разрешения, что не всегда хорошо воспринимается в нашем обществе. Так ли это на самом деле?

— Это не так. В любом, даже самом туристическом месте есть люди, которым не нравится, когда их фотографируют. Лично я считаю, что нагло лезть камерой в лицо — это просто неприлично. У нормального фотографа два варианта: либо получить разрешение, либо быть незаметным, как это делал Анри Картье-Брессон и другие фотографы, сделавшие себе имя на уличной фотографии.

— В определенных жанрах – да, например, в уличной фотографии и архитектурной съемке. В первом случае они концентрируют внимание на эмоциях людей, а во втором — на архитектурных деталях, убирая цвета как отвлекающий от главного фактор. Неудачную композицию в черно-белых фотографиях не скроешь яркими красками.

— Многие фотографы довольно болезненно реагируют на критику даже от своих коллег. Как вы считаете, с чем это связано и как критику воспринимаете вы?

— Многие чересчур высокого мнения о своем таланте и способностях и не желают развиваться дальше, выходить на новый уровень. Быть в «коконе» из восторженных почитателей психологически очень комфортно, и появление иного мнения воспринимается как раздражитель. От коллег тем более. Обычно в этом случае прибегают к самоуспокоению, вроде «они мне завидуют».

Лично я только рад конструктивной критике, особенно по отношению к моим экспериментальным проектам, это помогает мне развивать свои навыки и повышать уровень. Но не на всякую критику стоит обращать внимание. Существует категория людей, для которых огульная критика — это способ досуга и которые совершенно не разбираются в том, что критикуют. Для них важно лишь обратить на себя внимание любым способом. Подобных «критиков» лучше просто игнорировать.

— На крупную рыбу и в открытом море – с удовольствием, а что касается традиционной, то только если в этом месте можно снять неплохой пейзаж.

В основном, я посвящаю свое свободное время изучению истории искусства, особенно периода Ренессанса, и новинкам литературы. Если у вас есть желание, например, обсудить вклад Сиенской школы в развитие живописи в период Проторенессанса, то я с удовольствием приму участие.

— Сейчас я работаю над крупным проектом в жанре «street photography». По его завершении я, скорее всего, возобновлю работу над своим большим циклом пейзажей Азербайджана. В планах на будущее – фотокнига по эмоциональным портретам, постепенно коплю на нее материал.

Нажмите на фотографии для увеличения:

Источник: