first sin: О рисовании человека в естественных условиях его обитания*

Если выпало родиться художником — надо смириться. Смириться и работать над собой. Не верить в красивые байки про вдохновение, про легкую и красивую жизнь. (Хорошо, про вдохновение — может быть, не всё байки, но постоянно на него рассчитывать не приходится.) Изучать природу, изучать анатомию животных и человека. И если уж ты не концептуальный художник, не занимаешься перфомансами-хэппинингами и прочими инсталяциями философско-политического содержания, то тебе не важно,чем, на чём и в чём рисовать. Важно — как. А для этого надо оттачивать свои умения, технику рисования, и держать глаза широко раскрытыми. Потому что мир много больше, интереснее и сложнее, чем наши представления о нем, и ему есть, что тебе предложить, что бы ты ни рисовал.

Прекрасные образцы классических пропорций. Отклонение же от классических пропорций встречается не только в карикатурах, фэнтези и мультфильмах, но и в жизни — причем повсеместно. Непропорционально большие уши, носы, ассиметрично сидящие глаза, приволакивающиеся ноги, «вдовии горбы», фигуры-яблоки, фигуры-груши, заячьи губы, торчащие зубы, смешные усики, поражающие воображение кустистые бороды, причудливо изогнутые позвоночники, глаза с поволокой и без и прочие радости художника подстерегают вас на каждом шагу — только надо выйти на улицу и внимательно осмотреться.Но анатомия — это не все. Это очень важная часть, но не единственная. Есть еще такая вещь, как взаимодействие человека со средой, например. Поиск ритмических решений. Свет, цвет; мимика, жесты; настроение; поиск интересных ракурсов и композиционных решений в конце концов!

Экипировка скетчистаТут все просто. Нужен удобный блокнот, карандаши-фломастеры- краски-стерки и рюкзак/сумка, куда все это сложить, а потом стремительно достать. Для холодного времени года также рекомендую использовать перчатки со срезанными пальцами — они не сильно греют, но это все-таки удобнее, чем рисовать в обычных или вовсе без перчаток. Хорошо также иметь при себе плеер с заметными наушниками, если вы не очень расположены к беседам с незнакомцами в процессе рисования. Это отпугнет не всех общительных товарищей, но эффект все-таки есть. Если у вас по какой-то причине нет плеера, то просто наушники подойдут тоже. Только следите, чтобы провод от них уходил к вам в карман, а то вас раскусят.

Во-вторых, вокзалы. Перроны, залы ожидания, очереди в кассу. Дети, сидящие на чемоданах, спортсмены с инвентарем, туристы всех мастей, немного растерянные бабушки и дедушки, очень бойкие бабушки и дедушки, студенты и прочие персонажи ярко выраженной социальной принадлежности. Здесь можно увидеть слезы расставания, радости, нетерпение, раздражение, скуку, ссоры, примирения. Много всего.

Реакция людейРисуя наброски с людей в общественных местах, не стоит обольщаться, что вас не заметят. Вас заметит сто процентов людей, которых находится рядом с вами и как минимум тридцать процентов тех, кого вы рисуете. Не надо их бояться. Они, может быть, сами вас боятся!Некоторые (и даже очень многие) стесняются или даже опасаются рисовать людей, ожидая какой-то агрессивной реакции. Мой опыт показывает, что это происходит крайне редко. Со мной такого не случалось ни разу. Я не могу, справедливости ради, исключать такого варианта развития событий, но непосредственного опыта по этой части не имею. Расскажу, с какой реакцией сталкивалась.

Подвыпившие комментаторы.От подвыпивших комментаторов не спасает плеер. Они жаждут общения, которое начинается с каких-либо похвал в адрес того, что вы рисуете. Я для себя делю их на два типа: интересные и неинтересные.С неинтересными все понятно. Все, чего они хотят -это самовыразиться, может быть задрать вас. Часто — просто хотят познакомиться. Тут, конечно, играет роль то, что я девушка. Всегда просят номер телефона. Как правило, отделаться от таких товарищей может быть проблематично. Даже если постараться сменить локацию, они, ничтоже сумняшися, последуют за вами хоть на край света. Для себя я выработала довольно простой способ: я говорю, что не пользуюсь мобильным телефоном (вопиюще наглая ложь!) и даю им адрес своей электронной почты. Во-первых, они получают мои координаты, а во-вторых, их настолько поражает мысль, что кто-то не пользуется мобильником, что на некоторое время это вводит их в ступор, так что у меня есть время безопасно ретироваться. Этот способ меня ни разу не подводил. И никто из тех пяти, на которых этот способ был опробован, не побеспокоил меня письмом.Интересные — это всегда сюрприз. Как правило, это люди не очень пьяные, а скорее просто веселые, которые очень к месту могут что-то интересно рассказать, или выдавать характерные фразы. Один раз ко мне в электричке подсел взъерошенный старикан с копной кудрявых седых волос. Со спины он походил на покосившийся одуванчик. Пахло от него каким-то недорогим алкоголем. А его лицо! Посреди выдающегося носа прямо на кончике у него росла седая жесткая шерсть. Первый и пока единственный раз я наблюдала такое явление. Конечно, сразу всплыла фраза из Стругацких: «Чего, шерсть на носу, касаешься? Один вот тоже, шерсть на носу, касался, так его взяли за руки-за ноги и на дерево закинули, там он до сих пор висит, а когда снимут, так больше уже касаться не будет, шерсть на носу…» Говорил он с характерным московским «аканьем», но вместо буквы «г» выговаривал твердую «х». Косился он на меня и мой блокнот, косился своим мутным глазом, да вдруг как с кажет: «Вам на Арбат надо! Хихантские деньги будете захребать!» И тут его уже было не остановить! Начал он мне рассказывать про все свое семейство, и что племянник-оболтус тоже вот рисует, да толку не видать. И кто, как когда, что и с кем… Я позорно бежала. Бежала в другой вагон, и там уже спокойно отсмеялась.

Источник: