Фиалка победила машину

29.08.2014 Фиалка победила машину Вернисаж  | Один из крупнейших проектов выставочной программы Фестиваля современного искусства «Чернозём» разместился в Воронежском художественном музее имени И.Н.Крамского

«Метагеография: пространство и искусство» — такова тема, воплощённая художниками в самых разнообразных формах. Есть здесь и видео-арт, и скульптура, и вполне «традиционная» станковая живопись. Название наукообразно, и действительно, экспонаты никак не назовёшь «искусством ради искусства». Не говорю, хорошо это или плохо, но иные местные образчики современного искусства производят впечатление «подведения итогов, которые на фиг никому не нужны» (определение из какой-то давней рецензии на одну из русских рок-пластинок).

Фото Виталия Черникова

Читая аннотацию к выставке («Метагеография – междисциплинарная область знания, находящаяся на стыке науки, философии и искусства. Возможные синонимы понятия метагеографии – философия ландшафта (пейзажа), философия пространства, экзистенциальная география, геософия»), начинаешь опасаться, что тебе сейчас предложат нечто сухое и умозрительное: всматривание в фотоснимок пузырей на воде, в трещинки старого кирпича и висящую на стене табличку с цитатой из Хайдеггера.

Однако «Метагеография» — про нечто более важное и интересное.

— Для каждого человека, будь то художник, поэт, учёный, существует пространство за пределами традиционной географии, экономической, социальной, культурной… И очень важно, что именно искусство находит здесь самые интересные пути, — говорил на открытии выставки один из её кураторов – географ, культуролог и поэт Дмитрий Замятин.

Фото Виталия Черникова

По словам Евгении Буравлёвой, автора живописного «Бесконечного проекта», «особенностью нового русского пейзажа является отсутствие дороги или её очевидная заброшенность». «Метагеография», в определённом смысле, выглядит исследованием руин, умирания рек, деревьев, зданий. Однако, прогуливаясь по залу, ловишь себя на мысли: а вдруг именно в зафиксированном участниками выставки состоянии полураспада жизнь русского пространства пульсирует по-настоящему? Некогда тот или иной кусок реальности был аккуратно пострижен, выглажен, покрыт свежей масляной краской, излучал благополучие и пафос, а теперь покрылся плесенью. И стал от этого, что называется, «на человека похож».

Но это когда природа победила, и сквозь заброшенный завод или электростанцию проросли деревья (а плесень стала вырабатывать спасительный пенициллин). Ирину Филатову вдохновил рабочий район, канон советской повседневности, и это место выглядит таким же «уходящим объектом», каким была, скажем, деревня для Сергея Есенина.

А что же происходит там, где человек однажды всё-таки одержал победу столь глобальную, что уже ничего не изменишь, и последствия его вмешательства нам веками расхлёбывать?

Евгений Стрелков создал книгу, которая призвана напомнить о грандиозном в своей чудовищности советском проекте поворота рек, о том, как гибнет Волга. В его «альбоме проектов» топографические преобразования русла этой реки, – «лишь метафора центробрежным амбиций политиков, идеологов и прожектёров». Хотя автор иронизирует, перспективы обрисованы невесёлые. Согласно одному из проектов, названному Стрелковым «эсхатологическим», «в центре Восточно-Европейской равнины появится огромная заросшая сорным лотосом трясина, напоминающая контурами фигуру многорукого индуистского бога Шивы, который разрушает мир в безумном танце на теле карлика – демона экологического невежества».

Стрелков выступил и как автор концепции «Вологудов», ещё одного проекта, посвящённого волжским водохранилищам, на дне которых скрылись города, деревни, заливные луга. Свистульки, принявшие форму искусственных водоёмов, — быть может, в их звуках таится память о бывшей здесь когда-то жизни. Впрочем, на выставке «Метагеография: пространство и искусство» они молчат.

Безмолвные свистульки похожи на каких-то диковинных доисторических рыб или каких-то земноводных – скорее всего, мутантов, но результат случившихся с ними метаморфоз выглядит не лишённым странной красоты.

«Колобок» — это попытка измерить пространство своим телом, преодолеть и принять его», — объясняет автор одноименной видеоработы Ира Цыхановская. Обнажённая девушка пересекает пространство типичного российского пейзажа (лес, берег реки, заснеженная местность) тем же способом, что и герой известной сказки: кувырком. Пусть это не самое оригинальное из представленных на выставке произведений, но… Может быть, это Россия катится колобком мимо нас сквозь снег и опавшие листья? На смену оттепели приходят заморозки, потом зима, её снова сменяет весна, вот и лето прошло, идут годы, но пейзаж остаётся неизменен, а она катится и катится, всё мимо да мимо, – и не даёт ответа.

Фото Виталия Черникова

Фото Виталия Черникова

Мужской ипостаси России на выставке слово тоже предоставлено. Персонаж видеофильма «Россия, вверх!» явно желает что-то изменить, но энергии хватает лишь на то, чтобы упасть, раскинув руки, лицом вниз и нелепо кричать: «Достигнем левитации в Российской Федерации!» «Метафизически он символизирует типичного российского интеллектуала, перманентно пытающегося одолеть непреодолимую экзистенцию окружающей реальности одним лишь усилием мысли, порывом души, и в отсутствии видимости какого-либо продвижения ему остаётся лишь оторваться от Земли и постараться устремиться вверх, в космос, призвав за собой свою страну», — сообщается в аннотации к этой работе объединения «Вверх!».

А ещё можно впустить космос внутрь себя. Иногда для этого достаточно покинуть дом и сотню шагов спустя войти в пространство, наполненное «бессмысленным запахом леса».

Источник: