Феномен Астаны: политическая воля и вдохновение

Вы бывали когда-нибудь в кабинете Главы государства? Если нет, то у вас есть для этого все возможности. В Музее Первого Президента практически неизменным остался уголок бывшей резиденции, где Нурсултан Назарбаев трудился в первые годы после переноса столицы. Сохранился и знаменитый стол в «золотом» зале, на котором утверждался генеральный план Астаны, представленный всемирно известным японским архитектором Кише Курокавой. Есть немало других экспонатов, раскрывающих историю строительства главного города страны.

Подводя итоги 20-летия Независимости, эксперты и ученые особое место отводят Астане. Сочетание рационального зерна, политической воли и вдохновленности идеей позволили реализовать казахстанцам крупнейший в современной истории проект – построить новую столицу республики. Этот факт сегодня трудно переоценить. Главный город страны стал не просто символом государственности, но и, если можно так сказать, «опытной» площадкой для апробации многих политических, экономических, социальных инициатив, считает заместитель директора Музея Первого Президента Куляйша Актаева.

Именно в Астане получен богатый практический опыт сочетания инвестиционных, сырьевых, технологических ресурсов, обеспечивающих успех современного Казахстана. Здесь проведены многие форумы, имеющие большое значение в мировой экономике и политике.

История столицы творится на глазах, и потому работники музея стремятся зафиксировать, сохранить документальные свидетельства всех важнейших событий для будущих поколений. Так, например, в экспозиции, рассказывающей о международной политике, среди экспонатов можно увидеть председательский молоток, который использовался Главой государства во время работы Саммита ОБСЕ.

А вот – белая кошма: стоя на ней, Президент принес присягу народу Казахстана после победы на внеочередных выборах в апреле текущего года.

Организаторы инаугурации уже не в первый раз используют белую кошму как знак признания власти, как дань традициям казахского народа. Этот интереснейший экспонат размещен в кабинете Президента, где Нурсултан Назарбаев трудился семь лет – с 1997 по 2004 год. Нынче это один из главных экспозиционных залов.

Музейные сотрудники постарались сохранить рабочую обстановку в первозданном виде, вплоть до того, что книги, телефоны прямой связи с гербами вместо дисков, канцелярские принадлежности – все осталось на своих местах. На коммутаторе, к слову, напечатаны фамилии бывших и действующих министров, руководителей ведомств, с которыми была обеспечена прямая связь из Администрации.

Складывается ощущение, что в любую минуту в кабинет войдет энергичным шагом Президент, сядет за огромный рабочий стол, позвонит кому-нибудь из подчиненных. Иллюзия полная, развеваемая лишь стайками школьников и студентов, с интересом разглядывающих обстановку. Разве что нет почетного караула при входе на этаж и эталоны государственных символов находятся в Акорде.

Особенно экскурсантов интересуют знаки высшего должностного лица республики – штандарт и нагрудный знак Президента. Экскурсовод рассказывает, что нагрудный знак – оригинальный, однако уже устаревший. Он изготовлен в начале 90-х годов до административной реформы и сокращения количества областей. Дело в том, что количество звеньев в цепи знака должно соответствовать числу административных центров.

По-прежнему функциональна интерактивная карта Казахстана, рассказывающая о том, где в нашей стране расположены месторождения полезных ископаемых, крупнейшие объекты инфраструктуры и промышленные предприятия.

Если же говорить об изменениях в интерьере, то их немного. Добавлены лишь несколько фотографий, которые рассказывают о встречах, проходивших в этих стенах.

Кабинет Главы государства, зал для совещаний и «золотой» и «купольный» залы – это те исторические места, где принимались важнейшие решения, обеспечившие успехи республики в социально экономической сфере и на международной арене. Именно здесь формировался архитектурный ланд­шафт главного города страны.

– В 18 залах представлены экспонаты, характеризующие все направления внутренней и внешней политики современного Казахстана, и тот трудный путь в достижении независимости, который мы преодолели, – отметила Куляйша Актаева.

Часть экспонатов посвящена становлению и укреплению суверенного государства, часть имеет непосредственное отношение к Астане. В них содержится, в частности, большая информация о политической необходимости переноса столицы, исторических перипетиях, связанных с продвижением инициативы.

Архивные документы отражают суть дискуссий того времени. Под стеклом лежит текст выступления Главы государства на заседании сессии Верховного Совета 6 июля 1994 года с поправками Нурсултана Абишевича, сделанными от руки. В том году впервые Президент высказал идею о переносе столицы.

Среди экспонатов также указы о переносе столицы, о ее переименовании. На одной из фотографий Глава государства держит в руках символический ключ от города, который сегодня хранится в Президентском центре культуры.

В музее также широко представлены эскиз-идеи, черновые наброски, макеты архитектурных шедевров. По ним можно отслеживать становление города от первых капсул, закладываемых в фундаменты строящихся зданий, до дня их торжественного открытия, захватывающую динамику творения – от зарождения идеи до ее реального воплощения.

Хотелось бы обратить внимание и на такую важную часть музейной коллекции, как рукописные и карандашные наброски Главы государства. По ним видно, что Нурсултан Назарбаев является автором многих архитектурных идей.

Среди эскизов, сделанных рукой Президента, – здание Президентского центра культуры, «Байтерек», Памятник защитникам Отечества, стела «Астана жулдызы».

Так что не случайно Главу государства называют архитектором столицы. Нурсултан Абишевич всегда уделял и уделяет особое внимание внешнему облику столицы. Поэтому вполне заслужен и другой дар, преподнесенный Президенту от строителей Казахстана, – это мастерок с надписью «главному застройщику Астаны».

Важную часть экспонатов по истории города составляют многочисленные фотографии из личного архива Главы государства. Среди них – исторический снимок в «золотом» зале, где Президент обсуждает с японским архитектором Кише Куракавой развернутый на столе генеральный план застройки столицы. Овальный стол, ставший свидетелем подписания важнейших документов и международных соглашений, до сих пор стоит в этом зале.

В общем, фонды музея богаты на документальные свидетельства, отслеживающие шаг за шагом развитие страны и роль в этом процессе Нурсултана Назарбаева.

Астана в этом контексте, как считает Куляйша Актаева, является материальным воплощением того, как может быть реализована политическая воля Главы государства и граждан, проявивших единодушие и гражданскую сплоченность. Это уникальное по своей исторической значимости событие. В степи за короткое время выросла новая столица, признанная лучшим городом мира по решению ЮНЕСКО, ставшая лучшим на III Международном смотре-конкурсе городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» в этом году.

Сегодня многие пытаются осмыслить этот феномен. Понять, в чем секрет успеха. В этом контексте Астане посвящены многие фотовыставки в формате летописи, проводятся другие мероприятия. Не остается в стороне и Музей Первого Президента. Завтра на его площадке открывается выставка «Акмолинск – Целиноград – Акмола – Астана». На ней будут выставлены произведения изобразительного искусства художника Толеугазы Байгалиева и ряд документальных свидетельств развития главного города, макеты, фотографии и другие экспонаты. Это не обычный формат экспозиции – это нетрадиционный взгляд на Астану.

– Мы ставим перед собой задачу показать гостям и жителям столицы, какой она была, какая есть и какой, возможно, будет, – рассказывает Куляйша Актаева.

По ее словам, интересный художественный взгляд на Астану через флер романтичности будет сопоставлен с фотографиями, которые дополнят точку зрения художника.

Выставка, посвященная 20-летию Независимости Казахстана, размещается в купольном зале музея и будет открыта до 25 августа.