Фантастически реальные миры Кристиана Хёна

Вчера в рамках совместного проекта Харьковской городской художественной галереи и культурно-просветительного центра Дом Нюрнберга в выставочном зале на Чернышевской, 15, прошла презентация творческого проекта «Урбанистические миры — архитектура и мегаполисы» фотографа из Германии Кристиана Хёна.

Представленные на выставке фотополотна впечатляют пронзительным взглядом объектива в глубь супремативных комбинаций разноплоскостных геометрических очертаний предметов, в данном случае — высотных зданий и функциональных построек разного уровня. Объединенные в единый архитектурный комплекс, они, снятые с высоты птичьего полета, дарят ни с чем не сравнимое ощущение: будто находишься за штурвалом пикирующего бомбардировщика. Ясность кубических форм выразительно подчеркнута светотенями, а отсутствие на снимках всего живого делает их похожими на инопланетные миры. Чем необычнее архитектурная форма, избранная фотографом, тем сильнее её эмоциональное воздействие. Наверное, каждому приходилось испытать страх высоты, прокручиваясь на колесе обозрения, так тот аттракцион — щадящая адреналин забава.

Миллионы людей обитают в этих урбанистических мирах, живут или работают в небоскребах Чикаго, Гонконга, Нью-Йорка, Дубая и Кейптауна (серия «Мегаполисы» посвящена тридцати мировым городам-гигантам), даже не задумываясь о том, сколь страшны они для их сознания. О, как похожи такие архитектурные творения на ряды зубов всеядного ящера, пожирающего человеческие жизни!.. Стряхни с себя, матушка Земля, все эти чудеса, и… страшно подумать, что будет после «и».

Много интересных историй мы слышали о магических геометрических формах, подчиняющих себе человеческий разум, — о сакральном влиянии египетских пирамид и пентаграмм друидов на жизненный уклад людей. С другой стороны, например, у Пифагора и его последователей пентаграмма была святым символом физической и духовной гармонии. Кристиан Хён дает нам право выбора — кого-то его фотокартины пугают, кого-то умиляют или вдохновляют, но никого не оставляют бесстрастным.

Именно идея зависимости человека от его же созидательных возможностей, как мне кажется, волнует автора персональной выставки. Фантастические архитектурные изыски отрывают людей от природного естества, унося скоростными лифтами к высоким небесам. Перспективы колоссальные, возможности потрясающие, предчувствие катастрофы устрашающее!

Символичным является и то, что на работах фотографа отсутствуют люди, а безжизненные города похожи на декорации к фантастическим фильмам Голливуда. Кстати, на одном из сюжетов воспроизведена знаменитая надпись «HOLLYWOOD» с обратной стороны, где явно просматривается её декоративная принадлежность.

Из досье «Времени» Кристиан Хён родился в 1968 году в Байройте. С 1993 года работает фотодизайнером сразу в нескольких странах мира. В этом же году создал свой первый фотоальбом. Регулярно публикуется в престижных журналах. Ежегодно устраивает несколько персональных выставок как в Германии, так и за её пределами. Наряду с творческой деятельностью в области художественной фотографии выполняет заказы архитекторов и создает индивидуальные портреты. Ведет преподавательскую работу в институте им. Георга Симона Ома (Нюрнберг).