Если вы поехали на бал…

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Грохочет бал, сияет бал…», посвященнаясветским увеселениям Петербурга в XVIII — XX веках

Выставка знакомит с уникальным петербургским явлением — бальной культурой. Ежегодно в Петербурге проходили 200 — 300 балов, от строго регламентированных придворных до демократичных частных, благотворительных.

— Бал — не танцы с шампанским, а правила общения, — рассказала OK-inform Ирина Карпенко, ученый секретарь Музея истории Петербурга. — Мы, конечно, не Зимний дворец, не Эрмитаж, и пространство у нас ограниченное, поэтому мы решили сделать выставку не просто прекрасных предметов: вееров, костюмов — а показать бал как место общения, место жизни. Но красивые вещи здесь тоже есть — у нас одна из лучших не только в Петербурге, но и в стране коллекций вееров, здесь представлены интересные костюмы, афиши. А еще — обширная интерактивная программа.

Во время работы выставки (она будет открыта до сентября 2015 года) посетители смогут принять участие в постоянно действующей  моментальной лотерее, на занятиях в мастер-классах можно будет сделать для себя бальный букет. Те посетители, которые пройдут по специально разработанному музейному маршруту и выполнят задания, смогут выиграть большой новогодний подарок.

Все детали бала определялись строгими правилами. Например, мужчина и женщина обязательно танцевали в перчатках. Если бал проходил в частном доме, то пригласить на танец можно было только ту даму, которой вы были уже представлены (это правило не распространялось на массовые официальные и благотворительные балы). Очередь из кавалеров дама обязана была записать в книжечку, если она ошибалась и оказывалось два претендента на один танец, то дама его пропускала. Существовали четкие правила: дама не могла танцевать больше трех танцев подряд с одним и тем же кавалером — чтобы не обидеть других.

Мужчина — если он гражданский — на бал надевал белый жилет,  обязательными деталями туалета были белые перчатки и черный цилиндр. Офицеры на официальные балы приходили в военной форме, если бал бы в частном доме, а компания — узкая и близкая, могли прийти и в гражданском костюме. Военные обязательно надевали сапоги без шпор, штатские танцевали в туфлях.

Костюм дам должен был соответствовать требованиями моды и ограничивался только по цвету. Если дамы была молода и не замужем — она надевала на бал белое платье, если молода, но замужем — платье было пастельных тонов. Дамы в возрасте носили темное. Никаких ярких кричащих цветов — это считалось дурным тоном. Иногда в приглашениях хозяева указывали, в чем можно приходить на их бал, а в чем нельзя. 

Темной стороной бальной культуры можно назвать не только жесткую регламентацию поведения на балу. Это была еще и огромная проблема для хозяев: как посетители попадут в бальные залы, если в доме только одна лестница? Как организовать парковку: где можно поставить карету, куда отправить кучера, где гости смогут оставить верхнее платье?

А еще бал — это огромное количество сальных свечей и возможные пожары. Известен факт, когда во время бала у князя Одоевского в одной из комнат случился пожар, и, пока в других залах танцевали гости, в нескольких комната слуги боролись с огнем. Паники не было, и потом весь свет восхищался выдержкой князя.

Еще одна, совсем не маленькая проблема — сувениры, которые гости старались унести с собой: конфеты с балов были традиционным гостинцем для детей, ожидавших дома возвращения родителей. Гостей на балах кормили и поили, но если гостю предлагали чай, то сахар у него в чашке размешивал лакей и подавал чашку без серебряной ложечки. Ну, а если гость потом чашку прятал в свою сумку — это уже считалось издержками для хозяев бала.

Известны были даже такие дамы, которые ходили по чужим балам, набирали угощения в сумку, а потом приглашали гостей к себе и предлагали им их же угощение. Правда, такое случалось больше в провинции — в мемуарах одной дамы из Пензы рассказывается о подобном случае. ВПетербурге, если бы такое произошло, скандал прозвучал бы на весь город.

Танцуют все!

Каждый год в Петербурге проходили сотни балов, и — фактически — участниками их были все слои населения, все возрасты и все сословия. Главными балами столицы российской империи считались придворные: император лично давал несколько обязательных балов в год, одним из таких обязательных событий был ежегодный январский бал в Зимнем дворце. Приглашения на него были именными, их рассылала дворцовая контора, ориентируясь на табель о рангах. Чтобы попасть на официальный придворный бал, вы должны были быть представлены императору, а ваша жена — императрице. Если жена по каким-то причинам не была представлена, вы не могли привезти ее на бал. Но не явиться по приглашению императора было нельзя, и вы приезжали один.

Раз в год император давал всесословный бал — самый большой праздник столицы, на который нередко приглашали до 40 тысяч гостей. Эту традицию завела Екатерина Вторая, при Александре Первом такие балы получили неофициальное название «балы с мужиками». Приглашения на них тоже рассылала придворнаяконтора, но ориентировалась она на статус человека, и круг гостей был куда более демократичным: купцы, мещане, профессора университетов, служащие банков, разночинцы.

Частные балы — самое распространенное явление в бальной культуре Петербурга: знаменитые на всю столицу балы давали Юсуповы, Одоевские, все великие князья в своих дворцах. Частные балы устраивались по вкусу хозяев, и приглашения получали именно те, кого они хотели видеть своими гостями. Самыми известными — в том числе, и благодаря литературе — стали, наверное, балы-маскарады, которые устраивал в своем доме Василий Васильевич Энгельгард, друг Пушкина. Но это особый тип балов — коммерческий.

Энгельгард приобрел на 5 лет право на проведение балов-маскарадов, на которые продавал билеты и получал от этого прибыль. Обладатели права на проведение коммерческих балов должны были в обязательном порядке жертвовать определенные суммы на счет Воспитательного дома. 

Благотворительные балы вообще были очень распространены в Петербурге: их проводили в помощь пострадавшим от пожаров, в пользу неимущих и больных. Академия художеств устраивала балы в пользу недостаточных художников, Петербургский университет —  в поддержку неимущих студентов. Балы проводили клубы и собрания, институты и гимназии.

Известно, что императрица Елизавета обожала танцевать, очень любила балы и вмешивалась во все детали их организации: например, в 1744 году она распорядилась, чтобы на придворный бал мужчины пришли в женской одежде, женщины — в мужской. Николай I не очень любил эти праздники, потому что там ему приходилось постоянно общался с гостями. Чемпионкой по танцам была, наверное, супруга Александра III Мария Федоровна — она обожала танцевать, и император однажды даже вынужден был попросить музыкантов уходить по одному, потому что императрица не понимала намеков и продолжала танцевать.

Больше всего балов было на Масленой неделе, но зимой вообще их было больше, чем летом. Балы не проходили во время большого поста — перед Пасхой, когда разрешено было посещать только  концерты симфонической музыки или французский театр. Прекращались они и во время войн — русско-японской или Первой мировой.

Источник: