Елена Щетинкина увидела Париж глазами фарфориста

Графика, акварели, пастели, авторский фарфор, кабинетная скульптура. Елена Щетинкина — один из редких мастеров, кому одинаково подвластны разные виды искусства. Недавно она вернулась из Парижа, где уже во второй раз проходила стажировку в Международном городке художников. Итогом творческой поездки стала персональная выставка.

Париж снова одарил Елену Щетинкину впечатлениями. Теперь его феерический дух, отраженный в новой серии работ, поселился в мастерской челябинской художницы. И сама Елена Щетинкина в костюме а-ля парижанка встречает нас и рассказывает о двухмесячном пребывании в городе, справедливо названном Меккой искусств. Большой удачей называет поездку в маленький старинный Севр, где удалось познакомиться с технологией изготовления севрского фарфора. Этому производству там уже более трех столетий. Елена Щетинкина рассказывает: «Я смотрела, как они держат инструмент, как они что делают — в классической манере, в современной. И все впитывала, и думаю, что с большой разумностью использую это в своей работе».

По-новому, спустя четыре года, открылся для Елены Щетинкиной и февральский Париж. Суровый, в серых готических тонах, порой с каплями дождя на стекле объектива — таким он запечатлен с помощью обычного бытового фотоаппарата. Было интересно, рассказывает художница, наблюдать и за парижанами, в первую неделю они показались все на одно лицо. «Самое интересное, что все мужчины представлялись взглядом в армии Наполеона, в форме офицеров и солдат армии Наполеона, — делится художница. — У меня какое-то зрение открылось историческое. Я, конечно, это воплощу».

Но есть серия уже воплощенных идей. Хотя в условия стажировки обязательная программа не входила, и можно было посвятить все время посещению музеев, рука художницы потянулась к карандашу. Свою персональную выставку, организованную в Париже, Елена Щетинкина условно назвала «Постоим за Россию». Ощутив, как она говорит, прилив чувства национального самосознания. Были представлены коллажи, авторские инсталляции. Большая часть рисунков выполнена в черно-белых тонах. Елена Щетинкина говорит: «У меня в рисунках, это был февраль-март, я везде рисовала какие-то формы сосудов. Это, как предчувствие и обольщение Севром. И сквозь это еще — и город химерический. И потом зашла в магазин, купила парфюмерию, и мне завернули розочку».

Прекрасная роза подтолкнула к мысли о бренности всего земного. Жизнь цветка, человека и даже шедевра архитектуры — это всего лишь миг по отношению к вечности. Как нигде, в Париже смешение времени, образов и предметов происходит спонтанно. «Как город химерический — видите: молодой человек, такой чувственный. Париж был и остается городом любви. Или этот — такой утонченный, в шарфе молодой человек», — показывает Елена.

Портрет Родена, с духом которого Елена Щетинкина общается, посещая музей скульптора в Париже. Старик, сидящий в кафе, рядом — увядающая роза на столике. Этот символ любви претерпевает у Елены Щетинкиной все стадии короткой жизни. Еще Врубель, вспоминает художница, говорил: «Рисуйте розу в стакане, и мы посмотрим, умеете ли вы рисовать». Во многих работах — утонченные линии сосудов: здесь берет верх скульптурное начало автора. «Вот, пожалуйста, Наполеон и Александр Македонский. Слава Македонского не давала покоя Наполеону. Но в целом этот лист называется «Чаша славы». Посмотрите: есть чаша, есть фарфор. Глазами фарфориста я увидела в этот раз Париж», — признается художница.

Образы Сены, Собор Нотр-Дам, Сакре-Кер и другие прекрасные объекты города искусств пока ждут своего воплощения. Основная работа, признается Елена Щетинкина, еще впереди.