Эльбай Касимзаде: places to eat in denver

Интервью с председателем Союза архитекторов Азербайджана Эльбаем Касимзаде

https://holistickenko.com/foraging-for-berries/

places to eat in denver

6 ноября 2012 года состоялся XVIII съезд Союза архитекторов Азербайджана, на котором был избран новый председатель. Им стал профессор Международной академии архитектуры (UNESCO), вице-президент Международной академии архитектуры стран Востока, заслуженный архитектор Азербайджана Эльбай Касимзаде.

– Почему же именно последний съезд Союза вы решили провести так торжественно?

– В этом году Союзу архитекторов, одному из старейших творческих союзов Азербайджана, исполнилось 75 лет, и празднование этого знаменательного события мы приурочили к Всемирному дню архитектуры, который традиционно отмечается в первый понедельник октября. На протяжении всех этих лет Союз архитекторов возглавляли величайшие представители профессии, такие как Микаил Усейнов, Ильхам Алиев, мой отец, Энвер Касимзаде, Ганифа Алескеров, Талят Ханларов.

Последние три съезда проходили в сложное для нашей страны время – период становления независимости Азербайджана, потом были тяжелые с экономической точки зрения годы, затем начался некоторый, скажем так, раздрай в профессии. Союз архитекторов очень тяжело переживал эти события, потому что эта организация, которая по сути своей должна была влиять на происходившие в то время архитектурные процессы, не могла этого делать по ряду причин, в том числе и по собственной вине, так как проявляла в этих вопросах некоторую нестойкость и аморфность. Когда мы обсуждали с теперь уже бывшим председателем Союза архитекторов Аббасом Аббасовичем Алескеровым вопросы подготовки к новому съезду, то пришли к мнению, что он должен стать съездом возрождения.

Этого от нас требовали и рядовые члены Союза, которые открыто выступали в печати с критикой деятельности данной организации, говоря о том, что Союз не участвует в общественной архитектурной жизни страны, не пытается влиять на процессы, которые не удовлетворяют профессионалов, и так далее. Короче говоря, все это заставило нас пойти немножечко не по тому пути, по которому мы всегда следовали. На этот раз мы решили не выбирать делегатов съезда, а пригласили всех членов Союза архитекторов. Не секрет, что у нас есть пожилые, немощные люди, которые болеют и не выходят из дома. Таких оказалось около пятидесяти человек. Но мы обзвонили всех без исключения.

– Сколько же членов насчитывает Союз архитекторов?

– 426! Это самый большой по количеству членов творческий Союз, поскольку архитектура этовообще многочисленная и достаточно распространенная сегодня профессия. И всегда такой была! Когда я работал в «Гипросельстрое», в коллективе было примерно 800 человек, из них 450 — архитекторы. То же самое было и в других проектных организациях и институтах.

Дело в том, что архитектура очень активно участвует в жизни каждого человека. То есть, каждый из нас рождается и умирает в архитектурной среде, так как и роддом, и кладбище это тоже архитектурная среда. Просыпаясь, мы видим интерьер своей комнаты, выходя на улицу, оказываемся среди произведений архитектуры. И, конечно же, влияние этой профессии на наше настроение, интеллект, культуру, эстетическое мировоззрение, поистине огромно. Человек может проигнорировать любое другое произведение искусства, будь то книга, картина или театральный спектакль, но с архитектурой так поступить невозможно, ее невозможно выключить! Можно, правда, сбежать в пустыню, но долго жить там не интересно, и люди вновь тянутся в города…

Возвращаясь к съезду. В его подготовке и столь торжественном проведении нам здорово помогло государство, благодаря поддержке которого нам предоставили великолепное новое здание Международного центра мугама. Кроме того, нам устроили прекрасный фуршет, и архитекторы как творческие люди, конечно же, это оценили – после окончания съезда они поблагодарили руководство Союза за то, что им устроили такой праздник. Фактически такого съезда не было как минимум лет 20.

 Естественно, мы не ждали, что придут все, кого мы пригласили. Некоторые архитекторы оказались в отъезде, например, Расим Бабакишиев, один из самых активных членов Союза, в этот период совершал хадж. Словом, тех, кто не смог прийти, было немало, и все же пришли 217 человек, то есть присутствовал необходимый для принятия решений кворум. Мы хотели, чтобы XVIII съезд прошел более торжественно и позитивно, но прозвучали и весьма неожиданные, критические выступления в адрес руководства Союза.

– Критика была обоснована?

– Безусловно… Я вообще считаю, что в каждом высказывании, каким бы обидным оно не казалось, всегда содержится некоторая доля объективности. Ну не бывает так, чтобы кто-то говорил тебе гадости просто так. Нормальный, мыслящий человек обязательно задаст себе вопрос – где я совершил ошибку, почему он это мне говорит, и что из сказанного правда? Это вообще очень полезно, когда тебя между многочисленными похвалами чуть-чуть поругают, во всяком случае, есть о чем задуматься. А думать, в общем-то, нам предназначено самим Всевышним – если уж он наделил нас разумом, значит, надо им пользоваться.

– За какие именно действия критиковалируководство Союза архитекторов?

– За то, что Союз не пытается влиять на происходящие в стране архитектурные процессы, не пытается помогать органам местного самоуправления в решении поставленных государством задач по переустройству и благоустройству городов и поселков, начатых по инициативе Президента страны Ильхама Алиева. А кто претворяет эту программу в жизнь? Органы местного самоуправления или муниципалитеты. Как правило, ими руководят люди, далекие от архитектуры. И не всегда рядом с ними есть архитектор, который мог бы что-то ему посоветовать. А если и есть архитектор, то его профессиональный уровень не всегда позволяет ему что-либо советовать. Вот и слушают руководители своих подчиненных, которые могут быть инженерами, педагогами, я уж не говорю о том, что иногда среди советчиков попадаются даже зоотехники.

В данной ситуации Союз архитекторов не должен ждать, когда его попросят о помощи. Напротив, это мы, архитекторы, первыми должны обратиться ко всем руководителям азербайджанских городов, а их не так уж и много, и сказать: «Ребята, вы делаете огромную работу. При этом вы тратите колоссальные бюджетные средства, так давайте мы окажем вам профессиональную помощь, чтобы вы не слонов и зайцев ставили у себя в парках, а что-то более интересное». Тем более, в Азербайджане огромное количество талантливых скульпторов, у которых мастерские буквально забиты шедеврами, но они не могут их нигде поставить, потому что никто у них это не покупает! А вот зайцев и слонов у нас в парках ставят где угодно…

– Но ведь их тоже делают скульпторы?

– Нет, зайцев изготавливают ремесленники в подручных некоторым руководителям цехах. Раньше вместо животных у нас стояли девушки с веслом или пионеры с горном. Чтобы не повторять прошлых ошибок, Союз должен проявить инициативу и предложить свою помощь, тем более что у нас есть прекрасные специалисты и по ландшафтной архитектуре, и по интерьерам, и по малым формам. Для меня как для нового председателя Союза работа с регионами является приоритетным направлением.

– От всей души поздравляю вас с избранием на такую ответственную должность!

– С 1975 года я являюсь членом Союза архитекторов, а в 1984-м, совсем еще молодым человеком, стал секретарем по работе с молодежью. На предыдущем съезде меня избрали первым секретарем Союза, а на этом – председателем. Не скажу, что это стало для меня большой неожиданностью, потому что мои коллеги всегда прочили мне эту должность. Хотя и за предыдущий период было сделано немало – Аббас Аббасович в определенной степени укрепил экономическую базу, добился признания Союза на международном уровне. Тем не менее, работы предстоит много, но я настроен оптимистически, так как государство обещало нам помочь.

– Значит, государство заинтересовано в сотрудничестве с Союзом архитекторов?

– Безусловно! То, что сегодня происходит в архитектуре, требует переосмысления с точки зрения современных эстетических тенденций. Я часто задаю вопрос людям, которые говорят, что Баку надо застраивать в духе бакинской архитектуры прошлого и даже позапрошлого веков. Спрашиваю этих консерваторов от архитектуры – а почему на тебе не аба, а дорогой итальянский костюм, и на ногах у тебя не чарыки, и ездишь ты не на арбе, запряженной ослом, а как минимум на «Мерседесе»? Почему в этом надо быть современным, а в архитектуре, которая, кстати, является музыкой, застывшей в камне, быть ретроградом? Архитектура как раз и не является застывшей, это музыка, которая вечно играет рядом с тобой, и ты ее постоянно слышишь! Так почему же она должна стоять на месте?!

– Тем более что они много путешествуют по миру и видят современную архитектуру своими глазами…

– Да, они видят, как там все меняется, а потом приезжают и просят, чтобы им построили туалет в конце двора… Это, я бы сказал, немного странновато…

– В какой обстановке проходила деловая часть съезда?

– В конструктивной. Мы избрали новый секретариат. Из прежнего состава в нем остались Гюльчохра Мамедова, депутат Милли Меджлиса, профессор, ректор Архитектурно-строительного университета, она отвечает за науку и образование; Фархад Моллазаде, управделами МИД, у нас он курирует международные связи; из относительно молодого поколения секретарем по творчеству был избран Ильгар Бегляров, достаточно популярный сегодня азербайджанский архитектор. На мой взгляд, человек он серьезный, со стержнем и вместе с тем улыбчивый, как все не очень старые люди, и я рассчитываю на его активность в вопросах поддержания творчества, которое очень в этом нуждается. Это как раз тот самый случай, когда заказчик говорит: я хочу белый низ, черный верх, а надо делать наоборот. Если архитектор начинает ему возражать, заказчик тут же от него избавляется, и находит того, кто скажет – да хоть красный низ и зеленый верх!

На этом съезде мы впервые за всю историю существования Союза выбрали ответственного секретаря. Прежде на эту должность нанимали человека со стороны, который что-то организовывал, перекладывал бумаги и выполнял поручения…

– Совершенно правильно! Поэтому мы решили, что ответственного секретаря тоже надо выбирать, причем он должен быть человеком, которому доверяют архитекторы, и который будет нести такую же ответственность, как и все руководители Союза. Это значит, что отныне он должен будет не только выполнять поручения руководства, но и самостоятельно решать вопросы на своем уровне. Ответственным секретарем стал Эльчин Алиев. Кстати, я предложил его кандидатуру именно потому, что он как раз и относился к группе оппозиционно настроенных молодых архитекторов. Некоторые на него обижались, но я считаю, что он имеет право высказывать свое мнение, и если кто-то с ним несогласен, то полемика должна быть аргументированной, непредвзятой и лишенной личных эмоций.

– И как он к этому отнесся?

– Великолепно! Молодость всегда категорична, и это нормально. Я тоже был таким же сумасшедшим, пока с возрастом не стал мудрее и не понял простую истину – черный цвет имеет миллион оттенков, и когда ты делаешь какие-то личностные оценки, надо уметь правильно их подбирать… Но для этого надо всю жизнь учиться, а не почивать на лаврах…

– В этом смысле таким своеобразным примером может послужить акула, которая умирает в тот момент, когда останавливается в своем движении…

– Для активности жизни акула действительно хороший пример, а идеалом мудрости, который кому-то может показаться странным, является крокодил. Он никогда не делает лишних движений. Никогда! Он лежит с прикрытыми глазами и наблюдает. Крокодил видит все, и даже то, что происходит у него за спиной, потому что у него так уникально устроены глаза. Без надобности он ни на кого не нападает, он делает это только тогда, когда голоден. У него нет желания убивать просто так. Надо уметь себя вести хотя бы как крокодил – не хватать все вокруг, потому что так хочется, а делать это в случае жизненной необходимости.

– И как это ужасно, когда из таких прекрасных животных делают чемоданы и прочую дребедень. Едим же мы коров, вот и обходились бы их шкурами…

– Коров мы едим, потому что Всевышний для этого их и создал, но тигров же он не для этого создал! Разве можно из этой роскошной, умной и мощой кошки делать прикроватный коврик! А когда в сельской местности я вижу медвежьи шкуры на стенах, у меня от этого душа болит… Я вообще ненавижу зоопарки, и внуки у меня такие же. Однажды они даже расплакались от ужасного зрелища животных, запертых в клетки…

В человеке надо с детства воспитывать уважение к любым формам жизни, и здесь огромную роль играет просвещение. Когда на съезде во время подсчета голосов нам дали концерт мугама, я вспомнил, как отец привил мне любовь к этому удивительному искусству. Мне было лет четырнадцать, и, конечно же, мугам меня абсолютно не интересовал. В то время по АзТВ шла серия передач, посвященных мугаму, которую вел покойный дядя Фархада, Афрасияб Бадалбейли. Каждая передача была посвящена конкретному ладу, и после музыкальных номеров, он начинал объяснять историю, корни, причины. Папа в приказном порядке усаживал меня перед экраном: «Ты не можешь считать себя полноправном сыном своего народа, если не будешь знать истоки своей культуры…» И представьте себе, привил…

А затем папа купил мне абонемент в оперный театр. Первые пару раз я сачканул, но однажды, когда я вернулся, якобы после спектакля, папа меня спросил: «Расскажи-ка мне о спектакле…» Поняв, что я там не был, он сказал: «Слушай, это не мне нужно, я это уже знаю. Просто мне бы хотелось, чтобы ты вырос образованным человеком. Вот все, что мне нужно. Не хочешь, не ходи…» И я начал ходить… Он никогда не говорил мне, что надо мыть руки перед едой, или осторожно переходить дорогу, но он сделал все, чтобы из меня получился образованный человек. К сожалению, мне было всего девятнадцать лет, когда его не стало… Потом я уже понимал, чт…

Источник:

https://holistickenko.com/foraging-for-berries/