Экспериментальное общение

— Говорить об этом, наверное, еще рано, — осторожничает художник Алексей Лунев, куратор выставки «Картина маслом». — Пока это первый такой пример… Галерея все время ищет новых авторов, здесь существует даже специальная программа «Старт арт», и, конечно же, очень здорово, что у нас появился еще один повод разыскать и пригласить к сотрудничеству интересных молодых людей.

— В галерее существует досье на белорусских художников, активно занимающихся современным искусством. Все, кто заинтересовался проектом «Картина маслом» (еще в мае мы начали рекламировать его на своем сайте и по радио), получили диски с картинами Руслана Вашкевича, Игоря Тишина, Сергея Кирющенко, Михаила Гулина и других не менее известных авторов. А после каждый сделал свою арт–реплику на творчество корифеев… Кстати, у этого эксперимента была еще одна цель: выяснить, насколько вообще актуальна масляная живопись в XXI веке.

— Посмотрим, как отреагирует на выставку публика, тогда и будем судить… Проблема ведь в чем: писать маслом в нашей академии искусств учат как будто всех, но далеко не все, получив диплом, продолжают заниматься этим. Одни пытаются искать себя в новых видах искусства, начинают осваивать видеоарт или инсталляцию, другие погружаются в дизайн… Впрочем, масляная живопись пока не сдает своих позиций — до нашей выставки я и не подозревал, что это так популярно у молодежи.

— И это в сезон отпусков, традиционно мертвый для художественных акций! — отмечает арт–директор галереи «Ў» Анна Чистосердова, перехватывая эстафету беседы. — Кроме того, за три недели «Арт–кiрмаша» галерею посетило огромное количество гостей, причем не только минчан, иностранная речь звучала здесь практически ежедневно. Но если раньше работы наших художников покупали в основном зарубежные туристы, в этот раз почти все купленные произведения остались в Беларуси.

— Понятно, что это дело не одного года — могу честно сказать, даже от своих ближайших соседей мы отстали тут как минимум на десятилетие. До сих пор в стране не создана мало–мальски вменяемая школа арт–менеджмента, галерейного дела. Отсутствует подготовка молодого кураторского состава… Но со стороны посетителей галереи (в которой провожу процентов 90 своего времени) я вижу все больший интерес к тому, что называется современным искусством. Понятно, что еще не все готовы это понимать и тем более любить, но негативной реакции уже нет. Потому что зритель, который хочет разобраться, что же такое contemporary art и с чем его едят, уже может увидеть в Минске Георга Базелица, замечательную экспозицию которого привозили в Музей современного изобразительного искусства этим летом. Сходить на «Дах», отгремевший на днях во Дворце искусства. Или даже в клуб — фестивали современных художников теперь могут проходить и там… Немало интересного было и в нашей галерее: только из последних выставок стоит вспомнить проект эстонской художницы Маарит Мурка «Hair Power», Алексея Лунева с его «Мультипликациями»… Конечно, о таких арт–центрах, как в Москве, Киеве или Вильнюсе, мы пока можем только мечтать. Но когда появляются даже такие инициативы, как наш проект «Картина маслом», думаю, уже можно рассчитывать и на что–то более масштабное.