Его имя навечно вписано в историю башкирского театра (К 80-летию со дня рождения Лека Валеева)

УФА, 19 апр 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня видному театральному деятелю республики, выдающемуся режиссеру Леку Валеевичу Валееву исполнилось бы 80 лет.

Лек Валеев родился 19 апреля 1935 года в рабочем поселке Раевский Башкирской АССР, ныне одноименное село ‑ административный центр Альшеевского муниципального района Республики Башкортостан. С детства его тянуло к искусству, он отличался хорошим музыкальным слухом, постоянно играл в школьных спектаклях.

Позже семья Валеевых переехала в Учалы, где после окончания средней школы Лек Валеевич около года проработал массовиком в местном Доме культуры. Но, как и многие мальчишки того времени, Лек хотел стать инженером и поступил в Московский институт инженеров землеустройства. Одновременно Лек Валеев успевал увлеченно заниматься на режиссерских курсах при Всесоюзном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской. Он посещал художественные выставки, кинофестивали, был постоянным зрителем студии молодых актером под руководством Олега Ефремова, из которого позже вырос театр «Современник», изучал работы видных режиссеров того времени. На формирование творческой личности Лека Валеева как режиссера большое влияние оказали театральные работы Георгия Товстоногова. Тогда же Лек Валеевич увидел спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, который также произвел на него незабываемое впечатление.

В 1959 году в качестве молодого инженера-землеустроителя Лек Валеев приступил к работе в землеустроительном отделе Министерства сельского хозяйства Башкирской АССР. Но очень скоро тяга к искусству пересиливает, и он бросает престижную работу, устраивается литературным сотрудником районной газеты «Ленинское знамя» в Учалах и одновременно руководит художественной самодеятельностью в районном Доме культуры.

Вскоре Лек Валеевич легко поступил на режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, где учился у профессора Александра Александровича Музиля. Одновременно находил время посещать уроки выдающихся мастеров театра Георгия Товстоногова и Аркадия Кацмана.

Дебют Лека Валеева как режиссера состоялся на сцене Салаватского драматического театра постановкой спектакля «Подснежник» по драме Вазиха Сайфуллина и Леонида Елшанкина, когда он был еще студентом выпускного курса. В качестве дипломной работы Лек Валеевич подготовил спектакль по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы», рассказывающий о сложных человеческих взаимоотношениях.

После окончания института в 1965 году Лек Валеев начинает работу в качестве режиссера Башкирского академического театра. С 1969 по 1971 год работает главным режиссером Салаватского драматического театра. Затем вновь возвращается в Уфу, где трудится главным режиссером, позже ‑ режиссером Башакадемтеатра. С 1987 года является главным режиссером Сибайского театра драмы, с 1990 года ‑ Башкирского театракукол. Одновременно преподает в Уфимском училище искусств, затем в Уфимском государственном институте искусств (ныне УГАИ им. З. Исмагилова).

На сценах разных театров Лек Валеев поставил более 50 спектаклей национальной, русской и зарубежной драматургии. Наиболее плодотворный период работы режиссера связан с Башакадемтеатром им. М. Гафури.

Значение Лека Валеева как режиссера-новатора заключается в том, что он на башкирской сцене смог внедрить основные принципы русской классической театральной школы, основанной на традициях Станиславского и Немировича-Данченко, новаторские приемы Георгия Товстоногова, раскрыл безграничные возможности режиссуры. Важно, что творческая деятельность Лека Валеевича явилась воплощением и оптимальным сочетанием ценностей русского, зарубежного и национального театра, дающей ответы на вопросы сегодняшнего времени.

В своем режиссерском творчестве Лек Валеев стремился к наиболее полному раскрытию характеров героев, к точной исторической, психологической и социальной характеристике сценического действия, единству и целостности художественного замысла, доведению до зрителей и участников спектакля понимания цели и задач автора пьесы.

На сцене Башакадемтеатра драмы Лек Валеев смог поставить ряд классических драматических произведений, которые вызвали большой интерес не только в Башкирии, но и за ее пределами. Любители театра увидели оригинальные и самобытные трактовки классических спектаклей «Грех да беда на кого не живет» (по Александру Островскому), «Последние» (по М. Горькому), «Плут» (по Луиджи Пиранделло) и других постановок.

Большой общественный резонанс вызвали спектакли «Мать-Земля» и «Прощай, Гульсары» (по произведениям Чингиза Айтматова), «Салават» Мустая Карима, «Кызыл паша» Нажипа Асанбаева, «Башкирская свадьба» Мухаметши Бурангулова, «Красная звезда» Мажита Гафури и многие другие. Постановки Лека Валеева отличались реалистичностью, умением ставить острые вопросы и, главное, актуальностью и злободневным звучанием. Лек Валеевич поставил также ряд интересных спектаклей на сцене Сибайского театра драмы и Татарского государственного академического театра им. Г. Камала.

Лек Валеев является автором пьес «Альфанис, парень из Парижа», «Бездна, или Черемуховые холода» и других, которые с успехом ставились и ставятся ныне в театрах Башкортостана и Татарстана.

За большие заслуги в развитии театрального искусства Лек Валеев был удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств РСФСР и Башкирской АССР. В 1983 году удостоен республиканской премии им. С. Юлаева.

Лек Валеев скончался 23 марта 1992 года, когда ему было всего 56 лет.

В память о нем на доме №44 по улице Ленина в Уфе установлена мемориальная доска.

Источник: